Личное мужество Романа Абрамовича

Вот эта мечущаяся толпа беженцев - наша политическая элита. Эти дымящиеся развалины совсем недавно были нашим фондовым рынком, а там, где теперь подмерзающее болото, когда-то колосился экономический рост... Традиционные рейтинги "Yтра" и ЦРТ

"Yтро" и Центр репутационных технологий представляют традиционные еженедельные рейтинги за период с 27 октября по 1 ноября 2003 года.


Нажмите для просмотра таблиц рейтинга


ПАРТИИ И ПОЛИТИКИ

Как много может изменить в жизни человека и всей страны всего лишь одна неделя! С тягостным изумлением оглядываясь на роковые семь дней, потрясшие основы нашего бытия, мы не узнаем привычных предметов. Вот эта мечущаяся толпа беженцев с котомками - наша политическая элита. Эти дымящиеся развалины еще совсем недавно были нашим фондовым рынком, а там, где теперь разлилось подмерзающее болото, когда-то колосился экономический рост. В этих местах жили-были олигархи, они теперь все в Красной книге. Были какие-то странные слова - "инвестиционный климат", "приток капиталов", "кредитный рейтинг", - которые мы так охотно произносили еще на днях и которые, наверное, что-то обозначали, но уже трудно вспомнить, что именно. В этом пустом коридоре с ободранным паркетом располагалась администрация - помните такую? У администрации был еще президент, и все интересовались его "позицией", пока однажды он ее не высказал, и больше никаких вопросов ему никто не задавал.

Положение вещей хорошо описывается фольклорной русской формулой "как Мамай прошел". Что нам в этой ситуации подсчитывать, кроме убытков, не совсем понятно. Первым делом возникает мысль о назревшей необходимости объединения наших двух таблиц в одну - у нас, видите ли, началась война, а в военное время политика и экономика сливаются воедино, вплоть до полного взаимоуничтожения.

Мысленно произведя такую операцию, мы увидим, что в таком случае первое место по уровню симпатий печатной прессы достанется вовсе не Великому хану (банальный титул президента как-то уже не идет ему), а бесправному узнику. Итоговый балл позитивности Михаила Ходорковского - 649, Владимира Путина - 436. По количеству публикаций соотношение поскромнее, но тоже выразительное - 343 против 314. Коэффициент информационной эффективности (отношение балла позитивности к общему числу публикаций) у гаранта - 1,38, у арестанта - 1,89. Количество негативных публикаций о лучшем друге прокуроров - самое высокое за всю историю наблюдений. Нет, газеты у нас выходят явно по ошибке - пора, пора их все позакрывать, чтоб глаза не мозолили, да и Интернет отключить, от греха подальше. Призывы к гражданам собраться на Лобном месте можно объявлять с колокольни Ивана Великого, а результаты выборов - по телевизору.

Пока же печатная пресса еще выходит, ее стараниями на втором месте в рейтинге позитивности мы обнаруживаем третьего - наряду с сажающим и посаженным - героя недели, которому, обладай автор этих строк соответствующими способностями, он непременно посвятил бы прощальную элегию. За неимением таковых способностей, процитируем известные лирические строки Василия Жуковского: "Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были". Можно было бы воспользоваться и другими, не менее известными, словами: "Покойся, милый прах, до радостного утра", но, к сожалению, мы не находим в себе сил разделить христианский оптимизм автора. Нам не верится в радостное утро и грустно от мысли, что в наших алхимических таблицах экс-главу администрации мы можем никогда больше не увидеть. Помнится, его первое появление в них вызвало у нас какую-то безотчетную тревогу - и действительно, эта неуместная публичность оказалась предвестником близкой катастрофы. По уровню упоминаемости Александр Волошин на 4-м месте, а его рекордно высокий КПД (2,02) свидетельствует о том, что пресса в какой-то мере разделяет наши чувства.

К подобному результату даже не приближается никто другой из героев наших рейтингов. Есть среди них и такие, у кого уровень информационной эффективности еще ниже, чем у Первого Лица. Например, Михаил Касьянов всю неделю прилежно выполнял знаменитую инструкцию насчет истерик и спекуляций, отчего его КПД опустился до 1,19, а в рейтинге позитивности он впервые уступил свое законное второе место и стал всего лишь бронзовым призером. Алексей Кудрин (8-е место по позитивности, 11-е по упоминаемости) произнес что-то в высшей степени невнятное. Единственными людьми в правительстве, взявшими на себя бремя продемонстрировать наличие ума и совести, стали бесстрашные замы Германа Грефа - юный Аркадий Дворкович и убеленный сединами Михаил Дмитриев. В балладе Стивенсона "Вересковый мед" старый пикт, помнится, утопил своего сына, усомнившись в его мужестве в критических обстоятельствах - "Не верил я в стойкость юных, не бреющих бороды". В нашем случае представители разных поколений оказались равно на высоте. Устыдившись героизма своих подчиненных, а также, вероятно, под влиянием народного принципа "все одно пропадать", после отставки Волошина и ареста акций "ЮКОСа" глава правительства сказал, наконец, свое премьерское слово - не то чтобы очень выразительное само по себе, но ценное в наших обстоятельствах как факт. Даже если в следующий раз мы назовем Михаила Михайловича "экс-премьером" - что весьма вероятно, - мы уверены, что его информационный рейтинг значительно за это время повысится.

КОМПАНИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Обращая взгляд на безмолвное кладбище, представленное в этом разделе, чувствуешь себя невольно Князем из пушкинской "Русалки", навещающим "знакомые, печальные места": "Вот мельница! Она уж развалилась; веселый шум ее колес умолкнул; стал жернов - верно, умер и старик". Проживет ли золотой призер обоих наших рейтингов еще неделю? Или в скором будущем его место займет обещанное смутными слухами "Министерство нефти" - госкомпания, составленная из национализированного "ЮКОСа" с "Сибнефтью" и нынешних госактивов "Роснефти" и "Северной нефти"? Пока же "ЮКОС", пугающий проезжих еще сохранившимися кое-где придорожными плакатами со зловещей надписью "Мы вместе!", на первом месте как по позитивности, так и по упоминаемости, и КПД его составляет 1,74.

"Сибнефть" увеличила свои показатели по обоим параметрам до 4-й позиции, и мы особо отмечаем личное мужество, проявленное на неделе Романом Абрамовичем. Ибо явиться 29 октября на заседание Госсовета, войти под тягостные золотые своды кремлевского зала и взглянуть на могильно-зеленоватые лица всех присутствовавших - поступок, требовавший изрядного самообладания. Атмосфера эта хорошо описана римским историком Светонием в классическом его труде "Жизнь двенадцати цезарей": на каком-то местном Госсовете император Калигула, глядя на двух беседующих сенаторов, вдруг расхохотался. На вопрос, что это так его веселит, остроумный император ответил: "А то, что стоит мне только кивнуть головой, чтобы вас обоих зарезали". Вот и ходи после этого на официальные мероприятия... К счастью, обычная улыбка Чеширского кота даже тогда не покинула Романа Аркадьевича, и смотреть на него посреди всей этой панихиды было некоторым иррациональным утешением. По позитивности он у нас стал 3-м, по упоминаемости - 5-м, КПД=1,68.

Кстати, депутат Владимир Юдин, человек редкой и прибыльной профессии - автор посланий в Генпрокуратуру, написал очередное, уже о "Сибнефти". Впрочем, товарищ Юдин - явление за пределами добра и зла, а вот высказывания на аналогичную тему сенатора Андрея Вавилова вызвали у нас неприятное чувство. Многосложные отношения Андрея Петровича с законом и его служителями заинтересованной публике более-менее известны, но это еще не причина, чтобы высказывать публичное одобрение прокурорским погромщикам, да еще науськивать их на новые компании, как то: "Сибнефть" и ТНК. Впрочем, связавшийся однажды с этой публикой более не волен в своих словах и действиях, и если нашим прокурорам понадобилось выставить на своей стороне авторитетного представителя экспертного сообщества, отказаться, вероятно, было не в силах Андрея Вавилова.

Про ТНК-BP, к их великой радости, пока все забыли, и пребывают они на 22-м месте в рейтинге позитивности и упоминаемости, наслаждаясь коэффициентом информационной эффективности ровно в единицу величиной.

Кто еще у нас пока живой? Поскольку все бизнесмены отныне различаются на арестантов прошлых, нынешних и будущих, то в призовой пятерке ко второй категории относятся двое - Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, к первой - Владимир Гусинский, к многообещающей третьей - Анатолий Чубайс и Роман Абрамович. К Анатолию Борисовичу, находящемуся на 2-м месте по обоим параметрам, товарищи из прокуратуры уже, можно сказать, приходили - пока в одно из региональных подразделений РАО "ЕЭС". Помимо публичных высказываний в защиту Ходорковского, ему может вменяться еще и дерзкое предложение Волошину - пожить пока до лучших времен в Совете директоров РАО. Порыв тем более великодушный, что во времена обсуждения реформы электроэнергетики у них с Волошиным были довольно существенные расхождения - но теперь не до реформ и не до расхождений по вопросам, казавшимся тогда принципиальными. РАО "ЕЭС", конечно, национализировать не надо - оно и так государственное, а вот менеджмент сменить очень даже можно, да и в ходе реструктуризации кое-что поправить - усилить, что называется, контроль и учет. У нас же за неделю РАО существенно нарастило свои показатели, дойдя до 2-го места в обеих таблицах, его КПД составляет 1,70.

Владимир Потанин, коего легкокрылая молва называет следующим в очереди на раскулачивание, пребывает в рейтингах позитивности и упоминаемости на 6-м месте, коэффициент информационной эффективности - 1,47. "Интеррос" по позитивности также на 6-м, а по упоминаемости на 8-м месте, КПД=1,73. Компания как раз завершает процесс консолидации финансовых активов, в частности, объединение Росбанка и недавно приобретенных банков группы ОВК - наследство канувшего в Лету олигарха былых времен Александра Смоленского. Как переменчива судьба! Кто же завтра, как спрашивает цыганка в известном романсе на стихи Якова Полонского, сокол мой, на груди моей развяжет узел, стянутый тобой? Кто будет, в свою очередь, консолидировать активы, оставшиеся от некогда могущественной группы "Интеррос"? Наш костер в тумане светит, искры гаснут на лету...

Выбор читателей