Триумф "сербского Жириновского"

В третий раз за последний год сербы не смогли выбрать президента. Впрочем, прошедшие в воскресенье выборы главы государства показали, что рядовые граждане более всего доверяют "сербскому Жириновскому"




Президентские выборы в Сербии провалились. Провалились в очередной раз. Провалились с треском, похоже, навсегда похоронив иллюзию о том, что рядовые граждане верят политикам. Провалились в самое трудное время для страны. Политический кризис стал своеобразным Гордиевым узлом, разрубить который не в состоянии ни один представитель власти. По предварительным данным, предоставленным корреспонденту "Yтра" в Центральной избирательной комиссии Сербии, к урнам для голосования пришли лишь 40% из 6,5 млн обладающих избирательным правом. Таким образом, уже в третий раз Республика Сербия осталась без президента – в третий раз избиратели попросту игнорировали выборы. Согласно законодательству, президентские выборы признаются состоявшимися лишь в том случае, если на избирательные участки пришли не менее 50% избирателей. В настоящее время роль главы государства исполняет спикер парламента (Скупщины) Сербии Наташа Мичич.

На пресс-конференции в Белграде в понедельник премьер-министр Зоран Живкович отметил, что не удивлен такими результатами. По его словам, в настоящее время люди не верят в то, что политики в состоянии решить проблемы государства. Живкович подчеркнул, что теперь обществу необходимо сконцентрироваться на парламентских выборах. Впрочем, и по этому поводу он никаких иллюзий не питает.

Сербский ЦИК тем временем обнародовал информацию о том, кто же стал лидером президентской гонки, пусть и не состоявшейся. По информации, поступившей в распоряжение "Yтра", наибольшее число голосов (46,4%) набрал лидер радикальной партии Томислав Николич. Аналитики утверждают, что такой успех стал результатом недальновидной политики нынешних демократических властей. Дескать, сербы не хотят ориентироваться на Запад, который до сих ассоциируется с агрессором, напавшим на Белград, Ниш и другие югославские города в 1999 году. Николич стал некой квинтэссенцией самого Слободана Милошевича. В своих выступлениях лидер радикалов подчеркивал, что все проблемы нынешней Сербии заключаются в бесхребетности властей, которые попросту сдали страну НАТО, Европейскому союзу и Америке и что беды исходят именно от Брюсселя и Вашингтона. Это мнение пользуется большой популярностью, а Николича ряд российских журналистов и дипломатов уже назвал "сербским Жириновским". На втором месте – с существенным отрывом от Николича (35,3%) оказался председатель проправительственной Демократической оппозиции Драголюб Мичунович. Откровенно слабый политик, постигающий происходящее скорее не умом, а сердцем, понравился сербам лишь потому, что в своих предвыборных выступлениях он делал акцент на "наше общество". Он утверждал, что все существующие проблемы можно "решить вместе". Именно слово "вместе" (по-сербски "заjедно") стало своеобразным слоганом, который и привлек к Мичуновичу внимание. "Вместе" - так называлась в свое время демократическая коалиция, которая стала во главе студенческих демонстраций и диссидентского движения в Югославии 80-х годов. Таким образом, за Мичуновича голосовали бывшие и вечные студенты, а также те, кто еще не расстался с надеждой на то, что Сербия сможет жить "спокойно и свободно" под протекторатом Запада как равная среди равных стран Евросоюза. Другие кандидаты в президенты не набрали даже 5%.

Политологи замечают, что несостоявшиеся выборы могут привести к очередному общественному кризису. Впрочем, к кризисам сербам явно не привыкать. Наблюдатели Европейского союза, присутствовавшие на выборах, подчеркнули, что голосование проходило с многочисленными нарушениями закона. Дескать, была и подпольная агитация, и нецелевое использование средств, и подкуп отдельных избирателей. Между тем, в свете новых событий, мнение западных экспертов для сербов не является авторитетным.

Выбор читателей