Казахская нефть достанется России

В ходе визита Путина в Казахстан предполагается подписание десяти совместных документов, однако главным из них признается соглашение о совместной реализации проекта "Достык"




После долгих и неразрешимых споров относительно того, как поделить каспийское побережье и каспийскую нефть, появляются первые просветы и конкретные договоренности. Президент Путин приурочил свой визит к открывающемуся году Казахстана. Одна из главнейших договоренностей, которые будут закреплены документально, это соглашение о совместной реализации проекта "Достык" в казахстанском секторе Каспийского моря. В масштабном проекте примут участие российская компания "ЛУКОЙЛ" и национальная нефтяная компания Казахстана "КазМунайГаз". В рамках договора предполагается, что "ЛУКОЙЛ", как ранее заявил его глава Вагит Алекперов, инвестирует в разработку нефтяных месторождений $3 миллиарда. Участие российской и казахстанской компаний предполагается паритетным, но финансирование геологоразведки "ЛУКОЙЛ" полностью берет на себя. В прошлом "ЛУКОЙЛ" уже инвестировал в казахстанскую нефтедобычу около $1,5 млрд, и переговоры о подписании данного соглашения велись весь минувший год.

Совокупные запасы нефти в Казахстане, по оценкам экспертов, превышают 25 млрд баррелей, или примерно 3,6 млрд тонн. В 2002 г. было добыто 47 млн т нефти, на 2003 г. планировалось довести рост добычи до 52 млн тонн. В настоящее время вся казахстанская нефть добывается на суше, и эти месторождения отнюдь не исчерпаны. А основные запасы, как показывает опыт других прикаспийских стран, все-таки находятся на шлейфе. Собственных средств на разведку и разработку столь дорогостоящего проекта у Казахстана всегда не хватало. Были предприняты попытки обращения к западным инвесторам, даже был создан консорциум "Аджип KKO", который приступил к разведке в 2003 году. Однако конфликт с властями Казахстана, внезапно отказавшегося предоставить оговаривавшиеся ранее налоговые льготы, остановил работу.

Чтобы положить начало поступлениям в страну столь необходимых ей нефтяных доходов, Казахстан уже предпринимал ряд шагов в поисках инвесторов. Привлекались самые известные компании: от ChevronTexaco до British Petroleum, но инвесторов отпугивали своеобразные реалии независимого Казахстана, всякий раз пытающегося получить максимальную выгоду для себя, в ущерб интересам своих партнеров.

Есть ряд препятствий в осуществлении нынешнего проекта. Во-первых, это непреодолимое желание строить альтернативные российскому пути транспортировки добытой нефти, в частности, через Китай и Иран. Во-вторых, это политические, такие как положение русскоязычного населения в Казахстане. Думается, именно поэтому соглашение планируется подписать на столь эффектном фоне, как год Казахстана в России и государственный визит президента Путина в Астану.

Несмотря на оптимизм экспертов, сохраняется ряд вопросов. Главная проблема заключается в том, что, по официальным оценкам, сумма необходимых инвестиций в нефтяную отрасль Казахстана должна составить $70 миллиардов. А подобная сумма не только "ЛУКОЙЛу", но и всему российскому бюджету, думается, не по плечу. Но хорошо уже, что первый реальный шаг в этом направлении сделан.

В ходе визита предполагается подписание еще десяти совместных документов, в том числе важнейшего для нашей страны - о продлении аренды российской стороной космодрома Байконур. Будут подписаны меморандум о развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования космического комплекса Байконур, а также документ об охране объектов и ценных грузов на космодроме. Аэрокосмическое агентство Казахстана и Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева подпишут соглашение о запуске первого казахстанского геостационарного спутника. Но все-таки главным документом для российской экономики аналитики считают инвестиционную программу российской нефтяной компании.

Выбор читателей