Главный враг любого покупателя

Если когда-то главными врагами граждан, пришедших в магазин, был тотальный дефицит и невообразимые очереди, то сегодня на смену этим бедам пришла другая. Беда с человеческим лицом...




Дело было вечером, делать было нечего... "Пойдем, что ли, по магазинам прошвырнемся, – предложила супруга, – совершим, так сказать, шопинг..." Шопинг так шопинг. Я, между прочим, не отношусь к категории мужчин, которых в магазин на аркане не затащишь, хотя и предпочитаю заведения, торгующие всякими интересными компьютерными примочками и видео-аудио техникой. Но и в супермаркете бывает интересно. Особенно в винном отделе.

В этот раз определенную задачу что-либо прикупить мы перед собой не ставили, а так... вдруг что-нибудь интересное и нужное для хозяйства попадется. Надо сказать, торговых точек в нашем микрорайоне понастроили больше, чем нужно, посему прогулка получилась длинная и несколько утомительная. А также наводящая на некоторые размышления, которыми я решил поделиться с читателями.

Во-первых, удивляет то, что рядом с современными, не побоюсь этого слова, продвинутыми магазинами мирно уживаются такие, чей внешний вид, а порой и внутреннее содержание провоцировали у меня приступы ностальгии по безвозвратно ушедшей молодости. Создавалось впечатление, что, переступив порог магазина, мы возвращались в начало или, в лучшем случае, середину 90-х, когда отечественная торговля делала первые наивные и трогательные попытки походить на западную: подкрашенные прилавки и витрины, оставшиеся еще со времен советских универсамов, архаичные кассовые аппараты, продавщицы, с трудом пытающиеся быть вежливыми (впрочем, о них разговор пойдет ниже), агрессивные покупатели...

Во-вторых, меня повеселили метаморфозы, произошедшие с некоторыми знакомыми с детства магазинчиками. Один из таких магазинов успел на моей памяти несколько раз поменять хозяев, название и ориентацию. Первоначально он назывался "Овощи-фрукты" и торговал тем, что и обещала вывеска. Во время перестройки с прилавков постепенно начали исчезать фрукты, а затем пропали и овощи; в конце концов, на дверях заведения появился амбарный замок. Потом магазин вновь заработал: помимо закутка с картошкой и капустой, в бывших "Овощах-фруктах" стали торговать всем подряд, начиная от баночного пива и заканчивая дурного качества ботинками. Через короткое время двери магазина зарылись опять. Но ненадолго. Где-то году в 95-м на подкрашенном и подновленном фасаде засияла неоном гордая вывеска – "Супермаркет". Но то ли место, где стоял магазин, было заколдованном, то ли цены в "супермаркете" оказались для тощих кошельков местных жителей слишком высокими – однако и этот островок капитализма просуществовал меньше года. В течение последующих шести лет магазин еще несколько раз перестраивали, перекрашивали, перепрофилировали. Одно время там, кажется, можно было купить стиральный порошок и туалетную бумагу. Сейчас, как я с удивлением обнаружил во время нашего "шопинга", многострадальный магазин опять торгует овощами и фруктами. Все вернулось на круги своя. Аборигены, кстати, довольны.

Такая же непростая судьба еще у нескольких местных магазинчиков. Однако некоторые заведения преобразились совершенно – и в лучшую сторону. Теперь они ничем не отличаются от тех "шопов", которые раньше можно было увидеть лишь за границей.

Но самое сильное впечатление от шопинга оставили не сами магазины (и уж, конечно, не ассортимент товаров), а продавцы. О работниках прилавков у меня уже давно сложилось определенное мнение, и бесцельное субботнее шатание по магазинам позволило систематизировать ранее сделанные наблюдения. Так же, как и в случае с магазинами, продавцы бывают старой и новой формации. Среди последних четко выделяются два типа, один из которых лично мне нравится, а второй заставляет нервничать. Первый тип отличается вежливостью и ненавязчивостью – этот продавец никогда не маячит у вас за спиной, когда вы рассматриваете товар, не ходит за вами по пятам и вообще не мешает. Зато всегда оказывается поблизости, если у вас возникают какие-либо вопросы. А вот второму типу сразу хочется наговорить гадостей или даже послать нецензурно. Потому что он навязывается. Не успеваете вы задержать взгляд на какой-нибудь вещи, как он тут же подлетает к вам с вымученной улыбкой и, как говорили во времена моей молодости, садится на уши. Отшить его вам уже не удастся, ибо он будет дышать вам в затылок до тех пор, пока вы не покинете магазин. Причем на конкретный вопрос он никогда не даст прямого ответа, а вместо приглянувшейся вам вещи постарается втюхать совсем другую – разумеется, более дорогую Я, конечно, понимаю: его так учили. И кому-то, может быть, такой подход к клиенту нравится. Но только не мне. Потому что в стремлении угодить покупателю продавец переходит разумные границы.

Продавцы старой формации работают, в основном, в небольших магазинчиках без системы самообслуживания. Они тоже бывают разные – хорошие, так себе и откровенно гадкие. Хороший продавец не обязательно встретит вас улыбкой, однако даст исчерпывающие сведения о товаре, все покажет, что-нибудь посоветует, умело упакует купленную вами вещь и скажет спасибо. Чаще всего хороший продавец – мужчина средних лет, который занялся торговлей, скорее всего, в силу обстоятельств.

Продавец так себе – скучающее существо (мужского или женского пола), которому абсолютно по барабану, уйдете вы от него с покупкой или не купите ничего. Он (или она) как будто не знает, чем торгует, потому что ни на один вопрос ответить не может. У него вид обкуренного филина; он погружен в собственные мысли и оживляется лишь тогда, когда к нему в гости приходит такое же существо из соседнего отдела или магазинчика. Они начинают общаться между собой и напрочь забывают о клиенте...

Откровенно гадкие продавцы встречают потенциального покупателя как личного врага. Гадкие продавцы подразделяются на два подвида. Первый – это стервозные девицы с острыми носиками и вытянутыми в нитку губами. Они говорят скрипучими голосами, товар не дают в руки, а швыряют на прилавок. Часто делают вид, что не могут понять, что именно вы хотите, или притворяются слабослышащими. Когда же вы начинаете нервничать и повышать голос, злобно взвизгивают: "Мущщина! Что вы кричите!", "Женщщина! Не надо мне хамить!". Сами же они хамят всем и всегда. Второй вид – классический продавец времен застоя. Это дама, а точнее – не имеющая возраста мадам крупного телосложения. На голове у мадам замысловатая высокая прическа. В ушах – крупные серьги, на руках – массивные перстни, меж крупных грудей – кулон на цепочке. Она надменно-снисходительна, она смотрит на вас, как на ничтожество, на мелкую надоедливую букашку. Она вас презирает и не скрывает этого. Покупатели говорят с ней робкими, заискивающими голосами, берут, что дают, никогда не проверяют качество товара и не пересчитывают сдачу... Иногда мне кажется, что эти продавщицы – на самом деле киборги, выращенные в свое время в сверхсекретной советской лаборатории. Потому что они не стареют, не меняются, всегда были, есть и, боюсь, будут.

Выбор читателей