Пенсию надо выиграть в суде

Пенсионная реформа – одно из самых непрозрачных творений нынешнего правительства России, которое, тем не менее, пытается утверждать обратное




Пенсионная реформа – одно из самых непрозрачных творений нынешнего правительства России, которое, тем не менее, пытается утверждать обратное. Особо туманна ситуация с т.н. "нестраховыми периодами", которые прежде учитывались при расчете пенсий, но в процессе пенсионной реформы произошли изменения, вызвавшие многочисленные обращения пенсионеров. Закон о нестраховых периодах так и не был принят, и депутаты обратились в Конституционный суд с иском о соответствии основному закону ряда положений нового пенсионного законодательства. Например, не засчитывается в трудовой стаж время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, период проживания супруга-военнослужащего, проходящего службу по контракту в местностях, где он не мог трудиться по специальности и т.д. Военная служба, служба в милиции, период получения пособия по временной нетрудоспособности или пособия по безработице, время пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, нахождение в местах лишения свободы или ссылке реабилитированных граждан и ряд иных периодов теперь включаются в трудовой стаж при условии "если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы…" (п. 2 ст. 11), тогда как ранее таких дополнительных условий не требовалось.

Существенно ухудшены условия назначения и выплаты пенсий лицам, работавшим на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к ним. Ухудшены условия назначения и выплаты пенсий также участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, многодетным матерям, лицам, работавшим в лепрозориях и противочумных учреждениях, работавшим во время Великой Отечественной войны и ряду иных категорий граждан. Это результат того, что федеральный закон изменил порядок подсчета специального стажа, льготное исчисление пенсионного стажа практически отменено полностью (п. 1 ст. 12). Изменена концепция трудовых пенсий по инвалидности и т.д.

Несмотря на все это, КС вынес решение о конституционности действующего пенсионного закона, а председатель правления Пенсионного фонда Михаил Зурабов объяснил, что положение пенсионера при конвертации пенсионных прав из прежней системы в действующую не ухудшается.

Свое мнение по поводу пенсионной реформы в интервью "Yтру" высказал один из лидеров думской фракции "Единая Россия" депутат Валерий Рязанский.

"Yтро": В Конституционном суде завершилось обсуждение запроса депутатов по т.н. "нестраховым периодам". Но ведь частично проблема уже решена?

Валерий Рязанский: Да, это сделано в новом пакете законов, в блоке с тремя законами о трудовых пенсиях, о государственных пенсиях и о системе государственного пенсионного страхования. В этих законах ответ на вопрос, какие нестраховые периоды из старого законодательства учитываются. Это служба в Вооруженных силах и уход за ребенком до полутора лет. У нас остался принципиально не решенным вопрос по нестраховым периодам, связанный с учебой в вузе. Везде одна и та же проблема: где найти средства, которые за временно неработающего гражданина будут вноситься, и кто будет вносить эти средства в систему пенсионного страхования? Ответ достаточно очевидный – либо работодатель, либо государство. Если человек исполняет государственные обязанности, такие как служба в армии, ответ такой: государство должно внести из своего бюджета в систему пенсионного страхования.

Если говорить о нестраховом периоде, связанном с учебой в вузе, конечно, мы не можем переложить эту нагрузку на плечи института. Иными словами, мы должны такие средства, такие ресурсы изыскать в государственном бюджете. Вот пока задача решена только по двум принципиально большим стажевым периодам. Нужно изыскивать ресурсы.

"Y": Вы будете продолжать это делать?

В.Р.: Естественно, потому что мы не можем согласиться с тем, что люди, которые выстраивали свое пенсионное будущее в одной системе координат, оказались вынуждены идти на пенсионное будущее в другой системе координат. Здесь, конечно, есть выход из положения – надо изыскивать средства в государственном бюджете.

"Y": Конституционный суд подтвердил конституционность действующих законов, которые не ухудшают положение пенсионеров при конвертации пенсий из прежней системы в действующую…

В.Р.: Действительно, если вы конвертируете свои пенсионные права и в пересчете оказывается, что вам по новому законодательству предусматривается расчетная пенсия меньше, чем та, которая вам была установлена, то в новом пенсионном законодательстве есть четко прописанная норма: если такое происходит, то вам пожизненно пенсия будет платиться по старым условиям. Ни на рубль пенсия не имеет быть права уменьшена.

"Y": Есть еще два вопроса, которых Зурабов тщательно избегает. Понятно, что Зурабову удалось увлечь людей новой игрой с вложением пенсионных накоплений. Но многие россияне придерживаются формулы: "с государством в азартные игры не играю". Сколько в обществе таких же, кто Зурабову не верит?

В.Р.: Насколько мне известно, только 2% наших граждан передали свои средства в управление негосударственной пенсионной системе. Большинство оставили свои средства в государственной пенсионной системе.

"Y": Пока еще ничего не переведено, пока только пишут заявления…

В.Р.: У наших пенсионеров, и у наших будущих пенсионеров очень высок авторитет государственной системы. Тут другого ничего не скажешь.

"Y": Неверующих на самом деле немного?

В.Р.: Неверующих в частную систему на самом деле много, вот я сам, если бы мне приходилось этот вопрос решать, то в первый год я бы все оставил в государственной пенсионной системе. Более надежной системы защиты я пока не вижу, потому что государство несет солидарную ответственность за все то, что происходит в системе пенсионного страхования. Не субсидиарную, а солидарную. Это означает: мы видим, что у нас в бюджете предусмотрен Стабилизационный фонд, что у нас есть хорошие накопления в золотовалютных резервах. Это означает, что государство в состоянии гарантировать любые неожиданности в этом вопросе. А что произойдет с какой-нибудь компанией, я пока не уверен.

"Y": Зурабов скрывает, в каких судах выступает ответчиком Пенсионный фонд, тем более, сколько к нему предъявлено исков и на какую тему. Вы про это что-нибудь знаете?

В.Р.: Нет, я не знаю. Но хочу сказать, что не вижу ничего страшного в том, что гражданин обращается в суд на пенсионную систему и выигрывает. Более того, Пенсионный фонд обязан выступать в судах, защищать в судах интересы пенсионеров, это его обязанность.

"Y": Вы упомянули в качестве источника государственных гарантий Стабилизационный фонд. По закону его средства могут размещаться только в иностранных ценных бумагах. Ваши коллеги из верхней палаты приняли предложения по исполнению бюджета-2004, где рекомендуют расширить норму закона и дать возможность размещать средства Пенсионного фонда не только в иностранных ценных бумагах. Депутаты могут с этим согласиться? И куда тогда пойдут средства Стабилизационного фонда?

В.Р.: Я думаю, что могут. Потому что действительно не очень здорово, что накопления страны мы превращаем только в иностранные ценные бумаги. Здесь бы я больше руководствовался не мотивами патриотизма, а мотивами экономической надежности и целесообразности. Средства, которые с таким большим трудом попадают в этот Стабилизационный фонд, должны быть экономическим амортизатором на всяческие неблагополучные ситуации на внешнем рынке, все эти функции надо исполнить с большой степенью надежности.


Интервью подготовил Лев Московкин

Выбор читателей