Аджария и Грузия обошлись без женщины

События, происходящие на наших глазах на юге Грузии, не что иное как борьба за те экономические дивиденды, которые Аджария получает в силу своего географического расположения




Французы некогда советовали, чтобы разобраться в хитросплетениях политики, искать женщину. Но те романтические времена давно прошли, и теперь, чтобы понять суть международных событий, практически всегда нужно искать банальную экономическую выгоду. Экономика стала настолько всевластной хозяйкой мира сего, что приводит как к объединению, так и к развалу государств, а нередко и к гражданским войнам. Вот и события, происходящие на наших глазах на юге Грузии, – не что иное как борьба за те экономические дивиденды, которые в силу своего географического расположения получает Аджария. Этнический и даже религиозный фактор в этом конфликте второстепенны.

Что же послужило экономической причиной длительного противостояния Батуми центральным властям Грузии, которое едва не вылилось в вооруженный конфликт? Главным образом, Батумский порт. Это самый удобный и современный порт Грузии с достаточно развитой инфраструктурой, включающей нефтеналивные терминалы. Через Батуми проходит порядка 70% импорта Грузии и около 30% экспорта. Это основные морские ворота страны и важный транзитный узел всего региона, через который идет торговля между Европой и Южным Кавказом. Около 70% всех проходящих через Батумский порт грузов составляет каспийская нефть и нефтепродукты. В 2003 г. порт отгрузил около 7 млн т нефти.

Следует также отметить, что именно через Батумский порт поставляются трубы для строящегося грузинского участка нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Трубы проходят долгий путь, прежде чем возлечь "на холмах Грузии": их изготавливают в Японии, затем переправляют в Малайзию, где покрывают специальным защитным составом. А потом они совершают длительный морской круиз и попадают на грузинский берег через порт Батуми.

Власти Аджарии, разумеется, не очень-то хотели делиться доходами от своей дойной морской коровы с Тбилиси, и долгое время им это удавалось. А потому аджарцы живут сейчас в целом получше, чем жители остальной Грузии, и у батумских властей есть средства на то, чтобы отстаивать свою автономию.

Кстати. еще большой вопрос, кому дороже обошлась блокада Аджарии. Разумеется, она не могла не сказаться на внешней торговле Грузии, на ее нефтяном транзите и на перспективах строительства многострадального БТД. Несмотря на некоторую разрядку напряженности, последствия конфликта еще полностью не устранены и будут сказываться определенное время на работе Батумского порта. Нужно, к примеру, восстановить разобранное аджарцами полотно железной дороги. Нетрудно представить, что означает хотя бы недельное перекрытие железной магистрали, по которой ежемесячно доставляется в порт 700-800 тыс. т нефти: на границе Аджарии скопилось около 2000 цистерн, все говорят о невыполнении Грузией своих транзитных обязательств.

Не слишком продуманной (с экономической точки зрения) была и акция грузинских властей по насильственному переводу судов с батумского рейда в Поти. Директор Батумского порта, вице-мэр Батуми Джамбул Нинидзе, комментируя это действие, отметил, что оно приведет к большим экономическим потерям для "и так небогатой Грузии". Дело в том, что Потийский порт по своим техническим характеристикам может принимать для погрузки-разгрузки суда водоизмещением не более 20 тыс. т, тогда как уведенные из Батуми корабли имеют водоизмещение 80 тыс. т и более. Кроме того, это в основном танкеры, а в Поти нет нефтеналивного терминала. Таким образом, суда были обречены на простаивание. "По приблизительным оценкам, простой одного нефтеналивного танкера водоизмещением 80 тыс. т обходится владельцу в $40 тыс. в сутки", – комментирует ситуацию директор порта.

Несмотря на то, что сейчас пик конфликта как будто миновал, противоречия между Тбилиси и Батуми останутся, пока в обеих столицах у власти находятся такие амбициозные и решительные лидеры как Саакашвили и Абашидзе. Борьба за контроль над Батумским портом будет продолжаться. К тому же – что греха таить! – не обходится здесь и без "руки Москвы", которая будет и впредь поддерживать Аджарию. И дело тут вовсе не в желании насолить Тбилиси в отместку за его прозападную ориентацию. Просто России это объективно выгодно, так как самостоятельность Аджарии с опорой на РФ и ее конфронтация с Тбилиси косвенно ставит под контроль Москвы главные торговые ворота восточного побережья Черного моря. А ведь именно через них проходит международный транспортный коридор ТРАСЕКА, соединяющий Европу с Каспийским регионом и Центральной Азией. Кроме того, опять под вопросом оказывается судьба нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, конкурента российских труб.

Лобовая атака на власть Абашидзе не принесла ощутимого результата. Но ведь у Тбилиси есть и другие способы подчинить себе мятежную автономию. Например, лишить Батумский порт финансовой независимости, засунув его в кредитную петлю. Эту цель, собственно, и преследует затеваемая Тбилиси капитальная модернизация порта с перемещением его за черту города и привлечением для этих целей внушительного кредита ЕБРР. Хотя острой необходимости во всем этом нет: нефтеналивной терминал недавно модернизирован, а прочие мощности порта вполне справляются с нынешним грузопотоком по коридору ТРАСЕКА. К тому же Батуми изъявляет готовность кое-что модернизировать своими силами. Но европейский кредит, большая стройка, постоянное присутствие столичных чиновников – все это должно привести к тому, что Батуми незаметно потеряет контроль над ситуацией в своем порту, и тот, пусть и обремененный долгами, достанется, наконец, центральным властям Грузии...

Впрочем, Аджария "жирует" (по грузинским, конечно, меркам) не только за счет порта. Через нее проходит и сухопутное транзитное сообщение с Турцией, что тоже приносит республике немалый доход. А приезд Лужкова через турецкую границу продемонстрировал, что ее не так-то просто перекрыть из Тбилиси. И еще. Насколько благодатна грузинская земля – тут тебе и мандарины, и виноград, – но аджарская еще благодатней – там вызревают даже бананы! Так что аджарцы не пропадут. Вот только превратиться в банановую республику Аджарии, похоже, все-таки не дадут.

Выбор читателей