Призрак нового дефолта нашли и не обезвредили

Пока 1 апреля министр финансов Кудрин не без гордости вещал об ударных темпах урегулирования внешнего долга, Центробанк языком сухих цифр доказывал совсем иное...




Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Минувший День дурака определенно можно отнести в разряд полноценных событий недели. Традиционно 1-го апреля большинство политиков, чиновников и бизнесменов стараются избегать ответственных заявлений и разговоров на серьезные темы – эффект может оказаться самым непредсказуемым и весьма далеким от ожидаемого. Большинство, да не все...

Выступая 1 апреля в эфире радиостанции "Эхо Москвы", министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил о том, что в 2005 г. России предстоит выплатить по внешнему долгу $19 миллиардов. При этом, не без гордости пояснил министр, для осуществления выплат ей не потребуется прибегать к стратегическому резерву – стабилизационному фонду. Для этого планируется использовать другие инструменты, включая внешние заимствования. В 2003 г., по словам главы Минфина, Россия успешно преодолела "первый пик" внешних платежей, составляющих $17 млрд., "второй пик" придется на 2005 год.

Глядя на то, как ловко Минфин расправился с одной из самых трудных (как казалось 2-3 года назад) проблем, невольно проникаешься уважением к финансовым гениям из подотчетного г-ну Кудрину министерства. Сие прекрасное чувство, правда, несколько ослабевает, когда вспоминаешь о том, сколько российской нефти по пиковым ценам было перекачано за эти годы за рубеж. Не решить пресловутую "проблему-2003", не найдя каких-то там $17 млрд, при такой куче нефтедолларов было бы даже как-то неприлично.

Не очень понятно на этом фоне трепетное отношение г-на Кудрина к целостности стабилизационного фонда, трогать который, похоже, не собираются ни на втором, ни на каком другом пике внешних платежей. Возможно, священную корову собираются откармливать до последней капли дорогой нефти, понимая, что нефтяной рай продлится до 2005 г. уж точно, а то и дольше. А потом до выборов преемника из нее можно будет преспокойно "вертеть котлеты" даже в том случае, если нефть в стране закончится полностью и навсегда.

Ради этого Минфин готов идти на дополнительные внешние заимствования, занимаясь фактически рефинансированием старых "дорогих" долгов. Действительно, на сегодняшний день стоимость заемных средств в США и Европе находится на рекордно низком уровне, а репутация России как добросовестного заемщика постепенно повышается. Не стоит, правда, забывать, что учетные ставки на Западе достигли своего нынешнего смешного уровня отнюдь не вчера и вероятность их роста к 2005 г. более чем велика. Ложка, как известно, хороша не вообще, а лишь к обеду...

Тем временем, пока Алексей Кудрин рассказывал о героическом преодолении Минфином пиков внешних выплат, на сайте Банка России любой пользователь мог почерпнуть информацию о состоянии внешнего долга России несколько иного характера. По данным ЦБ, по итогам 2003 г. внешняя задолженность России в долларовом эквиваленте выросла на 18,8%, достигнув внушительной цифры в $182 миллиарда.

Объем внешнего долга органов государственного управления РФ (непосредственно долг государства) в 2003 г. вырос с $97,7 до $99 миллиардов (+1,3%). Задолженность в категории "Долг бывшего СССР" выросла за год с $55,7 до $57,9 миллиарда. Долг по кредитам стран-членов "Парижского клуба" увеличился с $39,2 до $42,7 миллиарда. Что касается задолженности перед мировыми финансовыми организациями (без учета МВФ), то ее объем за 2003 г. снизился с $6,8 до $6,6 млрд; долг перед МВФ снизился с $6,5 до $5,1 миллиарда.

Однако главной особенностью нынешнего увеличения внешней задолженности стал рост не государственного долга, а долга частных компаний. В категории "Банки" (без участия в капитале) рост за 2003 г. составил 74,6% – с $14,2 до $24,8 миллиарда. Основная доля этого роста приходится на иностранные кредиты российским банкам, доля которых за год выросла с $5,3 до $12,9 млрд (+143,4%). Значительный рост наблюдается также в категории "Нефинансовые предприятия" (без участия в капитале) – с $33,8 до $50,3 миллиарда.

На первый взгляд, данная ситуация должна вызывать исключительно чувство гордости за российский бизнес и прежде всего за его банковский сектор. Резко возросшие объемы банковских заимствований могут говорить о растущем доверии к российским банкам и экономике в целом. Многие связывают это с повышением международных рейтингов России и доверия к ее финансовой системе. Однако не стоит забывать о том, что большая часть внешней задолженности российских банков приходится не на долгосрочные, а на краткосрочные заимствования, что указывает на сохранение рисков сложившейся системы. "Длинных" денег на уровне частных компаний нам по-прежнему не дают, а если и дают, то крайне немного и под редкие конкретные проекты.

Похожая ситуация наблюдалась в 1997-98 гг., когда российские банки и компании усиленно занимали на Западе, тут же вкладывая занятое в рынок ГКО. Сегодня, ввиду невозможности финансирования "короткими" деньгами крупных и долгоокупаемых проектов, а также по причине отсутствия явных финансовых пирамид занятые "по дешевке" деньги инвестируются в более мелкие и конъюнктурные проекты, связанные преимущественно со строительством и недвижимостью.

Складывающуюся ситуацию пока нельзя назвать критической, но нужно отдавать себе отчет в том, что со временем она легко может оказаться таковой. Аналогии с ситуацией конца 90-х делаются все более отчетливыми. Это происходит по мере того, как вместилищем растущих инвестиций становится не вся экономика, а ее сравнительно узкий (и довольно неустойчивый) сегмент, завязанный на растущий сырьевой экспорт и первую его производную – строительно-жилищный бум. Пирамиду рынка недвижимости пока еще рано сопоставлять с рынком ГКО образца 98-го года, хотя темпы, идеология роста, а также порядок цифр уже вполне сопоставимы.

В отличие от 1998 г., возможный дефолт не будет носить всеобъемлющего характера. В разряд его жертв попадут прежде всего значительная часть банковского сектора и многочисленные компании-застройщики. А вместе с ними – вкладчики банков и частные жилищные инвесторы. Они, пожалуй, и ответят за все...

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей