Лебедева судили тайком от СМИ

Представителей СМИ не хотели пускать на процесс по делу главы "МЕНАТЕПа", объясняя запрет возможными терактами. С большим трудом журналистам удалось прорваться в зал суда




В Мещанском суде Москвы, где проходит процесс над главой МФО "МЕНАТЕП" Платоном Лебедевым, сегодня приняты беспрецедентные меры безопасности. Охрана отказывалась пускать журналистов, объясняя это "особыми распоряжениями руководства в связи с угрозой теракта". В то же время очевидцы сообщают, что граждане с повестками проходят беспрепятственно.

Репортеров впустили в здание только после того, как они позвонили в судебный департамент Верховного суда РФ и получили разрешение. Правда, и после этого представителям СМИ не позволили проносить с собой фотоаппараты и видеокамеры. Данное ограничение также объясняется мерами безопасности против возможных террористических актов, подтвердил председатель Мещанского суда Александр Лукашенко.

Как сообщила защитник президента "МЕНАТЕПа" Елена Липцер, адвокаты заявили протест присутствию в зале заседания пяти-шести сотрудников спецназа, поскольку они оказывают давление на участников процесса, в частности, препятствуют общению адвокатов с П.Лебедевым. Однако суд оставил этих людей в зале, указав, что они там находятся по распоряжению начальника СИЗО, в котором содержится обвиняемый.

Мещанский суд Москвы сегодня снова решал вопрос об освобождении Платона Лебедева, после того, как вчера отказался его отпустить в ответ на ходатайство защитников и их утверждений о том, что совладелец "ЮКОСа" незаконно удерживается в тюрьме, "потому, что 30 марта истек срок его содержания под стражей, установленный Басманным судом. Адвокаты повторно требовали освободить Лебедева, поскольку накануне Европейский суд ответил, что жалоба главы МФО "МЕНАТЕП" будет рассматриваться в приоритетном порядке.

Несмотря на заявление из Старсбурга, посовещавшись, судьи решили оставить Платона Лебедева в СИЗО. При этом были высказаны прежние доводы, а именно то, что ему инкриминируется тяжкая категория преступлений - и обвиняемый, в случае освобождения может скрыться за границей, также как и некоторые участники ОПГ, в составе которой он долгое время совершал нарушал закон. Также суд отметил, что совладелец "ЮКОСа" совершал преступления вместе с лицами, материально от него зависящими, и на которых он мог оказывать давление.

Елена Липцер также сообщила, что Платон Лебедев заявил об отказе от услуг защитника Евгения Бару. "Это решение связано с тем, что Бару будет заниматься Страсбургским судом", - сказала она.

Кроме того, на слушании была отклонена просьба президента "МЕНАТЕПа" о возвращении дела прокурору. Свое ходатайство он мотивировал тем, что двое его защитников не расписались в протоколе о получении обвинительного заключения. Однако суд счел, что в данном случае не было нарушений УПК.

Единственное, в чем не отказали сегодня Лебедеву - конфиденциально встретиться со своими адвокатами. Как стало известно, защита планирует навестить подопечного в СИЗО "Матросская Тишина" 19 апреля 2004 года. А предварительное слушание в Мещанском суде столицы возобновится на следующий день.

И еще один любопытный факт. В ходе заседания гособвинитель Дмитрий Шохин бросил реплику о том, что пора бы уже рассматривать дело по существу. В ответ П.Лебедев сказал, что в этом случае хорошо бы поменяться местами. "Посмотрим, как вы в тюрьме будете готовиться к своей защите", - сказал он.

Напомним, что совладелец компании "ЮКОС" Платон Лебедев 2 июля 2003 г. был вызван на допрос в прокуратуру по делу о хищении средств при покупке в 1994 г. 20% акций ОАО "Апатит" на сумму $283,142 миллиона. В тот же день он был арестован и помещен в СИЗО Лефортово. Его обвинили в мошенничестве, причинении имущественного ущерба путем обмана, а также неисполнении решения суда. Затем к этому списку добавилась статья по "уклонению от уплаты налогов с организаций". В августе 2003 г. следствие завершилось, и Лебедев начал знакомиться с материалами дела. В феврале этого года ему предъявили еще два обвинения: "присвоение или растрата" и "уклонение гражданина от уплаты налогов". А 26 марта Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по делу Лебедева и направила его в суд. Ущерб, причиненный действиями главы группы "МЕНАТЕП", следствие оценивает в сумму около $1,2 миллиарда.

Выбор читателей