Питер распродают олигархам

Втайне от всех памятники архитектуры в Петербурге стали распродавать еще в 2003 году. Первый покупатель - Роман Абрамович. Главный козырь автора "культурной приватизации" – Валентины Матвиенко - "дворцы - не "Челси", в Лондон не вывезешь"




О том, что памятники истории надо продавать, в Минкультуры РФ говорили давно. Убеждая в этом беспокойных хранителей древности, бывший глава "культуры России" Михаил Швыдкой просил не волноваться и обещал, что музеями торговать никто не собирается. Для пущей убедительности министр заявлял, что "ни одно государство в мире не содержит все культурные недвижимые памятники. Это не под силу никакой сверхдержаве".

Видимо, следуя "дальновидной" мысли теперь уже экс-министра, питерский губернатор Валентина Матвиенко выдвинула неоднозначную идею – отдавать обветшалые памятники архитектуры в собственность частных лиц, готовых вложить деньги в реконструкцию зданий.

Благое намерение чиновницы вполне можно понять. Северная Венеция за последние годы настолько одряхлела, что поражает своей запущенностью видавших виды провинциалов. Городские пейзажи где-то напоминают блокадный Ленинград. Бюджетных денег и времени у властей хватило лишь на наведение показушного лоска перед празднованием 300-летия Петербурга. Однако понятно, что это проблемы не решило. В городе на Неве 7,5 тыс. зданий, находящихся под охраной государства, и у всех у них либо совсем нет хозяев, либо у этих хозяев нет денег для поддержания в надлежащем виде исторического наследия.

Услышав суперпредложение Матвиенко о глобальной приватизации архитектурных шедевров, питерские "блюстители старины" обрушились на губернатора с резкой критикой. Реставраторы заявили, что новые владельцы не будут заинтересованы в поддержании зданий и сооружений в надлежащем состоянии. Скорее всего, по их мнению, на месте знаменитых дворцов и храмов возникнет масса "новостроек". Хорошо известно, что зачастую выгоднее построить новый дом из стекла и бетона на месте с трудом поддающихся реконструкции исторически важных развалюх. Заверения же властей, утверждающих, что в соответствии с законом богатый хозяин не сможет перестраивать памятники на свой вкус, ценители прекрасного посчитали слишком наивными.

А вот столичному градоначальнику идея предприимчивой губернаторши понравилась. Лужков отметил лишь то, что нужно оговорить ряд условий с будущим собственником, чтобы исторический облик продаваемых зданий не потерялся. Поддержка прозвучала и из Государственной думы. Глава Комитета по собственности Виктор Плескачевский сказал, что в продаже памятников архитектуры частным лицам "нет никакого криминала". А норма, регулирующая подобные отношения, уже существует и прописана в законе "О приватизации государственного и муниципального имущества", который действует аж с марта 2002 года. Так что у желающего заиметь в собственность, например, Кремль, ничего не получится.

Воодушевленная генерал-губернаторша отдала распоряжение составить списки памятников, которые могут перейти в руки новых обеспеченных хозяев. А в Северной столице начали гадать, какие дворцы будут приватизированы первыми. Назывались усадьба Знаменка, дворец князя Кочубея, Фонтанный дом с музеем Анны Ахматовой и Шуваловский дворец. Затем, с подачи одного из телеканалов, говорили про особняк барона Штиглица - дескать, Матвиенко подарит его "ЛУКОЙЛу".

Однако, пока городские Комитеты по управлению госимуществом и охране памятников занимались переучетом, неожиданно выяснилось, что процесс продажи питерских особняков начался еще полгода назад, задолго до того, как Матвиенко озвучила свое "свежее решение". Просто власти Северной Венеции не хотели "радовать" общественность раньше времени.

Первым покупателем, как оказалось, стал владелец "Челси" Роман Абрамович. Дворец возле Медного всадника на Английской набережной он приобрел еще в прошлом году за $500 тысяч. И не просто так, а под официальное представительство Чукотки в Санкт-Петербурге. Для Смольного российский олигарх стал образцом хозяина архитектурного шедевра - облагораживать "покупку" он начал сразу же после совершенной сделки.

Доводя до ума свою недвижимость, "начальник Чукотки" выполнил абсолютно все пожелания городских властей. Их точный перечень не уточняется, но, судя по сделанной "реставрации", власти хотели, чтобы в трехэтажном особняке известной меценатки Марии Тенишевой поместились чукотский бизнес-центр, ресторан и даже локальный театр, а у жильцов соседних домов, которым коммерсанты предлагали всего по $7 тыс. за освобождение помещений, оставалась разобраной кровля.

То, что Абрамович – тот самый "новый русский", который, по мнению питерских чиновников, спасет умирающую архитектуру на Неве, подтверждает фраза Валентины Матвиенко, прозвучавшая из ее уст в эфире местного телеканала. "Предпринимательница" заявила, что бояться "культурной распродажи" не надо - "дворцы - не "Челси", в Лондон не вывезешь".

Так что – лед в Питере тронулся, как говориться. Хотя, официально власти обещают не устраивать огульной "распродажи" и уверяют, что речь идет только о тех зданиях, которые "функционально не используются и разрушаются". Их список только составляется. Но уже среди "лотов" называется усадьба Знаменка, Фонтанный дом с музеем Ахматовой, дворец Кочубея.

Накануне майских праздников стало известно о том, что компания "ЛУКОЙЛ" намерена вложить $37 млн в реставрацию арендуемого ею исторического памятника - особняка Штиглица. Как утверждают в Комитете по охране памятников истории и культуры Северной столицы, если будет принят закон о приватизации исторических зданий, особняк тут же перейдет в собственность "ЛУКОЙЛа". Помимо этого нефтяная компания получит в Петербурге вне конкурса 60 мест под строительство АЗС.

Выбор читателей