Новобранцы наступили на хвост европейским "тиграм"

Настоящей бедой для экономики ФРГ являются налоговые системы новых членов ЕС, гораздо более привлекательные для бизнеса, чем немецкая. Нижняя планка подоходного налога в Германии составляет 25%, верхняя - 53%




Что побудило канцлера ФРГ социал-демократа Шредера и его давнего оппонента премьер-министра Баварии консерватора Эдмунда Штойбера на мгновение забыть о своих разногласиях и заговорить в унисон? Очевидно, какая-то большая общенациональная проблема или даже угроза. Так и есть. И эта угроза – десятка стран, вступивших в ЕС. Настоящей бедой для экономики ФРГ являются их налоговые системы, гораздо более привлекательные для бизнеса, чем немецкая. Попросту говоря, в странах-новичках налоги ниже, чем в старой Европе, причем, настолько, что это уже окрестили "налоговым демпингом", и велели его прекратить. "Не может быть и речи, - заявил Шредер, - о том, чтобы самого крупного плательщика бюджета ЕС – Германию – вынуждали финансировать страны, имеющие нечестную по отношению к ней систему налогообложения". А Эдмунд Штойбер сказал, что Германия не может мириться с тем, что немцы будут терять рабочие места из-за перевода предприятий в страны ЕС с более низкими налогами.

Всё это называется не иначе, как черная зависть: когда ты не хочешь, чтобы у тебя стало так же хорошо, как у другого, но хочешь, чтобы у него сделалось так же плохо, как у тебя. А в Германии с налогами действительно плохо – и бизнесу, и простым гражданам. Там применяется прогрессивная система налогообложения, причем, нижняя планка подоходного налога составляет 25%, а верхняя - 53%. Кроме того, налог на наследование, скажем, составляет 50% стоимости наследуемого имущества. Такова цена существования государства социального благоденствия. Оно обеспечивает людям хорошие пособия, льготное здравоохранение и тому подобные блага. Правда, экономическому развитию оно не шибко способствует: инвесторы боятся налогов и сурового (для работодателей) трудового законодательства, а безработные, получая по €600-1000 в месяц не спешат трудоустраиваться. Чтобы как-то исправить ситуацию, Шредер разработал новую экономическую программу, которая предусматривает, в частности, некоторое снижение налогов (например, на прибыль – до 15-45%), но по сравнению с Восточной Европой это всё равно заоблачные налоговые выси. Аналогичная ситуация и во Франции, где налоги "съедают" 44% ВВП.

А что же происходит на налоговом фронте в странах, вступивших в ЕС? Там хорошо подготовились к вступлению во "внутрисоюзную" конкуренцию: на протяжении последних лет страны ЦВЕ снизили свои налоги настолько, что стали настоящей экономической угрозой для "старых" европейцев. Например, в странах Балтии налог на прибыль примерно вдвое меньше среднеевропейского уровня, а в Эстонии он в ряде случаев вообще равен нулю. В среднем по странам-новичкам уровень налогообложения составляет 23%, тогда как в "старом" ЕС – 32%.

К чему это может привести, Европе показал пример Ирландии, снизившей в своё время налог на прибыль до 12,5% и вскоре получившей титул "европейского тигра". Однако на Ирландию тогда просто смотрели и радовались, а вот если в ЕС появятся сразу 10 "тигров", которые притянут к себе львиную долю инвестиций, то Западной Европе будет уже не до веселья.

Впрочем, аналитики международной консалтинговой компании KPMG утверждают, что снижение налогового бремени – это тенденция, присущая всей современной экономике. По сути дела странами, действовавшими в последнее время наперекор общемировой тенденции, оказались лишь Папуа-Новая Гвинея и Коста-Рика, где налог на прибыль вырос в прошлом году на 5% и 6% (до 30% и 36% соответственно). И "старая Европа" старается не отставать от жизни: за последние 7 лет ставка налога на прибыль там была снижена в среднем с 39 до 32%. Но этого всё равно недостаточно, чтобы тягаться с "новобранцами".

Тут бы "евростарикам" присмотреться к опыту "молодых", да снизить собственные налоги более радикально, но нет - они требуют, чтобы и новички жили "по старинке". Первым критиком восточноевропейских налогов стал шведский премьер Йоран Перссон, ещё в прошлом году заявивший по поводу Эстонии (у которой едва ли не самые низкие налоги в мире), что эта маленькая страна за счет снижения налогов "пытается перетащить к себе шведский бизнес". Он, конечно, недалек от истины: эксперты отмечают, что в западноевропейской промышленности всё сильнее обозначается ориентация на Восточную Европу: туда вкладывают средства, туда стремятся перевести производства. Однако экономисты не считают низкие налоги демпингом: это нормальная межстрановая конкуренция. Для новичков ЕС это даже борьба за выживание: ведь в чём ином, кроме как в сфере налогообложения, они могут конкурировать с промышленно развитыми западными тяжеловесами?

Вот новички и конкурируют, как умеют. Со вступлением в ЕС они свою налоговую политику менять не собираются: например, Венгрия планирует в ближайшее время ещё понизить ставку налога на прибыль: с 18 до 16%. В плане налогов пострадал пока только Кипр: там пришел конец столь любимой россиянами офф-шорной зоне и ставке налогообложения в 4,25%. Но в принципе, сейчас никто в ЕС не может принудить отдельно взятую страну снизить или, наоборот, повысить налоги. В Евросоюзе приняты единые ставки акцизов на некоторые товары, но основные налоги – это пока прерогатива стран-членов. На уровне Брюсселя проводится "гармонизация" налогового законодательства, но это практически ни к чему не обязывает. Правда, ситуация может в корне измениться, если конституцией ЕС (которую, очевидно, всё-таки примут когда-нибудь) будет введена единая налоговая политика Евросоюза. Тогда, очевидно, Германию и Эстонию усреднят.


Выбор читателей