Севильский озорник исправляется

Эротические приключения дона Хуана, его слуги, жены Командора и испанской королевы в стиле бразильских мыльных опер можно увидеть в театре "Сфера", представившего премьеру своим верным почитателям




История о неугомонном испанском любовнике доне Хуане Тенорьо, которого на этом свете постигла расплата за грехи, волновала умы людей с давних времен. От Тирсо де Молины и господина де Мольера до Пушкина и Марины Цветаевой и далее по списку знаменитых и не очень поэтов, драматургов, музыкантов и, конечно же, режиссеров, - словом, очень многих занимала фигура севильского озорника. Век за веком на него обращали любопытные взоры. Мистиков интересовала более всего ходячая статуя Командора, любострастников – секрет неотразимого мужского обаяния Хуана, а эмансипе начала века, наверное, ратовали за стойкость донны Анны…

Екатерина Еланская представила на суд публики версию бразильского драматурга Гильерми Фигейреду.

По традиции театра "Сфера" спектакль начался уже в фойе прологом, который в доступной для зрителей форме пояснил таинственную фигуру дона Хуана, выделил виды и подвиды соблазнителей несчастных женских сердец и был встречен аплодисментами.

Публика здесь вообще благодарная. Большую ее часть составляют пенсионеры-театралы и несколько старомодно пристойные парочки. Драматургическая основа спектакля – как раз для нее. Побольше юмора, немного детективной закваски, пара виражей сюжета, драматический накал и – счастливый финал, в котором, естественно, побеждает Любовь. Вечная формула американских семейных комедий и – если сделать не одну, а сто одну серию – бразильских мыльных опер.

Дон Хуан в трактовке Фигейреду никогда не соблазнял женщин. Они сами вешались ему на шею, и шею у него от этого очень ломило. И вообще, в привычной паре дон Хуан и Лепорелло главным соблазнителем и даже теоретиком соблазнения был слуга, а не господин. Перу Лепорелло принадлежит брошюра для широкого круга читателей, в которой даны полезные советы, в частности, как обворожить королеву и как бороться с совестью, если таковая проснется при обольщении невинных девиц. И греховодник Лепорелло всячески старается сбить дона Хуана с пути истинного.

Донья Анна, совершеннолетняя дочь дона Гонсало де Ульоа (он же – Командор), заявляется к дону Хуану сама и требует, чтобы ее обесчестили. Дон Хуан выдает себя за своего слугу, а Лепорелло за себя самого, потому что, воспылав чистой страстью, не желает бесчестить донью Анну. Лепорелло же полон прямо противоположных желаний и пытается применить свое руководство на практике. Безуспешно. Между тем Командор со своей возлюбленной Исавелью заявляется на квартиру к дону Хуану в поисках дочери. В полумраке комнат разворачивается некая потасовка, как в анекдоте про автобус, который въезжает в темный тоннель. И когда зажигается свет, выясняется, что Лепорелло сошелся ошибкой с Исавелью, а Командор – тут испорченная публика должна затаить дыхание: неужели с собственной дочерью? – нет, у Хуана, оказывается, скрывалась еще одна дама и была они не больше, ни меньше – как королева испанская. После чего Командор, как последняя неблагодарная скотина, вызывает дона Хуана на поединок и гибнет, пронзенный донхуановой шпагой. Но – внимание! – дон Хуан его не убивал. Когда все снова собираются вместе (только Командора замещает его статуя), выясняется, что тот закололся сам. И тут, преодолев ворчание на редкость занудного папаши, донья Анна воссоединяется с доном Хуаном.

Вот такую историю со счастливым финалом сочинил бразилец Фигейреду. Надо отметить, что в театре "Сфера" к ней отнеслись с большой серьезностью. Видимо, дабы от публики не ускользнула ни единая реплика, большинство актеров были снабжены микрофонами. В зале очень компактного размера подобная мера привела к созданию непередаваемых звуковых эффектов.

Кроме воздействия на слуховой аппарат, была предпринята также атака на зрительные и обонятельные рецепторы – в виде бойкой дискотечной подсветки и дымовой пушки, которая должна была усилить впечатление от появления ходящей и говорящей статуи.

Однако главной изюминкой вечера оказались два телевизора, которые сначала мирно демонстрировали заставку, изображающую веер, и притворялись деталями декорации, но вскоре вскрыли свою темную сущность и пустились во все тяжкие, так что даже сказать неприлично, а детям до 16 просто противопоказано. Должно быть, они призваны были внести эротическую нотку в что-то уж слишком скромно, если вспомнить репутацию дон Хуана, развивающееся действие.

Персонажей между тем это ничуть не смущало, и они продолжали с большим прилежанием распутывать хитросплетения горячей бразильской фантазии. Дон Хуан, в исполнении Анатолия Смиранина, красноречиво страдал от переизбытка женского внимания и нехорошо издевался над статуей. Командор (Владимир Донцов), впоследствии – статуя, большую часть спектакля просидел в зрительном зале, присосавшись через соломинку к пакету сока "Любимый сад". Обнаружив нежданную негаданную свою связь с королевой, он стал необычайно похож на фальшивого победителя в лохотроне, чем отчасти замаскировал свои страдания, так что впоследствии о самоубийстве никто не догадывался. Хитрец был Командор. Лепорелло (Сергей Вольхин), автор научно-популярного труда, из героев самый продвинутый, пока некоторые танцевали "народное испанское фламенко" (как обозначено в программке), активно приобщал зрителей к современным дискотечным ритмам.

В финале спектакля прозвучала песня на стихи Пушкина "Рыцарь бедный". Задумавшись над ассоциативным рядом, приведшим режиссера к столь загадочному финалу, пришлось остановиться на Командоре как прототипе рыцаря. Он, во-первых, в своем шлеме больше всех на него похож, а во-вторых, тоже скончался. Наверное, таким образом нам намекнули на возможность счастливой развязки и для него.

Как говаривал Шон О’Кейси, "театр создан для человека, но не для критика". Театр "Сфера" – уж точно. Критиков туда заносит очень редкий ветер, а человеки, то есть зрители, кричат "браво" и создают аншлаг. В конце концов, ничего плохого в этом нет. Наверное.

"Дон Хуан" Гильерми Фигейреду, режиссер – Екатерина Еланская, театр "Сфера", премьера – 9 мая, спектакли – 19, 26 мая

Выбор читателей