Тайны древних и новых "Травников"

Лечение травами еще в древние времена привлекало людей. С этим же связано множество предрассудков. Проходят века, но истина, как всегда, "где-то там"




Лечение травами еще в древние времена привлекало людей. Образовался особый тип знахарей, которые носили особое прозвание – зелейщиков. Откуда же добывали зелейщики свои таинственные знания? Прежде всего, из книг. Хотя всегда предпочтительнее считался устный способ передачи сведений, причем обязательно близкому родственнику, обладающему вполне определенным складом характера и какими-то специфическими, только знахарю известными чертами.

Знахарские книги были двух типов - простой "Травник" и "Чародейный травник". Отличий у них, правда, было не особенно много. Если в нормальном травнике траву, при большом желании, можно было узнать по описанию, то уж в травнике чародейном сделать это без посторонней помощи знахаря было практически невозможно. Причем, чем более универсальны лечебные свойства травы, тем сложнее определить ее по книжному описанию. Ведь всякое слово в древней книге имело нерасчлененное множество смыслов, являясь словом-символом.

Найти подлинный смысл иных названий оказывалось чрезвычайно трудно. Существовал целый перечень особо полезных, а потому и особо запретных трав. Да и травы вполне безобидные иной раз определить было сложно. К примеру, богородская трава. Как известно, она выросла на том месте, где плакала перед распятием Христа Богородица. В древние времена у растения было другое название - плакун-трава. Позднее, по мнению авторитетных травников, они превратились в две разные травы. Богородицкой травой полагается окуривать глаза и живот, давать пить в молоке, что помогает "от скорби". Если же траву пропарить вместе с хлебом, то помогает она при болях в груди и сосков у рожениц. Впрочем, о конкретных свойствах трав будет рассказано в другом травнике. Ведь давно замечено - держись за землю, трава обманет.

Простым "Травником" в прежние времена называлось собрание письменных сведений о свойствах целебных растений. Переписывать этого рода книги в стародавние времена было занятием не слишком безопасным - можно было прослыть чернокнижником или колдуном со всеми вытекающими последствиями - не только для спины "битому человеку от кнутья", но и для головы, а еще точнее - шеи. Для большей безопасности авторы зашифровывали истинное название описываемой травы.

В прошлом важной особенностью траволечения было применение вместе с травой и определенного заговора. Собраны они были в нескольких вполне научных изданиях. Часть из них были переизданы и вполне доступны для читателя. Это книги М.И. Забелина "Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия", а также знаменитые "Сказания русского народа" И.П. Сахарова.

Покровителем всех добрых трав является, согласно народному поверию, великомученик Пантелеймон-целитель, изображения которого обязательно украшаются травами. При жизни он был врачом-целителем и пострадал за Веру Христову в царствование императора Максимиана. Ходит он по земле нашей и травы целительные собирает и поныне, а потому ни одна из стародавних бабок-целительниц не начинала собирать травы, предварительно не испрося молитвенной помощи у святого великомученика. День памяти целителя, приходящийся на 9 августа, в былые годы отмечался щедрыми приношениями его образу, если таковой имелся в храме или доме. Одним из лучших изображений святителя Пантелеймона считается написанное М.В. Нестеровым для Владимирского собора в "незалежном" Киеве.

Однако совсем иные, далеко не добрые травы были когда-то давно описаны в "Чародейном травнике". Теперь траволечение и книги о травах вошли в большую моду; всякий мнит себя знатоком, а потому, вероятно, будет любопытно сравнить сведения о травах, так сказать, традиционных и чародейных.

Главных чародейных трав было восемь: трава-колюка, Адамова голова, трава-прикрыш, сон-трава, кочедыжник, трава-тирличь, разрыв-трава и нечуй-ветер. Каждой из этих трав приписывали одной ей присущие уникальные свойства.

Трава-колюка обладает силой придавать любому ружью необыкновенную меткость. Для этого достаточно лишь окурить ею ружье. Собирать ее следует на вечерней заре в Петровки, а хранить в плотно закрытых коровьих пузырях, иначе она потеряет всю свою силу. Что это за трава - остается загадкой.

Адамова голова тоже весьма способствует улучшению меткости ружей. У нее еще много других полезных свойств. Зовут ее святою и полагают, что она всем травам царь. У этой травы есть вполне научное название - орхидея Красный башмачок - чертополох, черный осот, синеголовник - в зависимости от местности. Собирать ее полагается в Иванов день, а ружье окуривать в Великий Четверг. Рвать ее надо, предварительно сотворив крестное знамение. Неграмотному к тому же полагалось произнести 300 молитв Иисусовых. Чертополох помогает при порче, теперь вновь такой модной. Женщина, принимая чертополох внутрь, может излечиться от бесплодия. Помогает трава и при изгнании дьяволов, сидящих в человеке, но для этого ее предварительно полагается подержать сорок дней на престоле в алтаре храма. Еще помогает Адамова голова при закладке храмов - ее нужно носить при себе, и трава укажет на ровное место. Главное же ее свойство заключается в способности очень скоро залечивать, заживлять раны.

Прикрыш-трава помогает от наговоров на свадьбе. Ведь при этом радостном событии бывает немало завистников. Под порог дома, где ожидается свадьба, ее должен положить специально приглашенный знахарь.

Особыми силами обладает сон-трава, иначе прострел - ядовитое растение, у которого используют для холодной настойки только верхнюю часть. Она способствует появлению вещих снов - у тех, кто не боится их видеть. Счастье в оных является в виде девушки или добра молодца, а беда - старухи с гробом, с клюкой в руке и распущенными по ветру волосами. Собирать ее положено в мае месяце с обязательными наговорами - иначе ничего полезного не будет.

Жароогненный жар-цвет цветет всего одну ночь в году под Ивана Купалу. Это папоротник. Всякий, кто найдет и принесет его цветок в дом, - получит в награду не только удачу, но и злато-серебро в неимоверных количествах. Найти его, однако, не очень легко. Для этого с вечера нужно отыскать в лесу место, заросшее папоротником, обвести вокруг себя круг, зачураться и ждать до полуночи. Ни оглядываться, ни откликаться не должно, иначе на всю жизнь одурманит человека нежить. А нормальный папоротник применяется в качестве сильного глистогонного средства, хотя он очень ядовит – просто надо знать дозу.

В Иванову же ночь полагалось выходить на Лысую гору, на поиски тирлич-травы. Это зелье оборотней, и оно пуще глаза оберегается знахарями. Старинное поверье рассказывает, что если соком этой травы натереть подмышки, то можно без труда обратиться в любого зверя. Ни одна ведьма не может без нее обойтись.

Особую ценность имеет разрыв-трава. Для ее поисков нужно иметь либо цвет кочедыжника, либо корень плакун-травы, выкопанный непременно голыми руками. Плакун-трава - это дербеннник, верхушечные стебли которого вместе с цветами используются в качестве вяжущего и противовоспалительного средства, а кашица из свежих растений применяется в качестве припарки при кровоточащих ранах. Разрыв-трава разрывает любой замок, любой металл, достаточно ее приложить. Очень полезна она для кладоискателей - ведь стародавние разбойники непременно свои клады запирали толстенными железными дверями.

И зимой не оставались без дела собиратели трав. По озерным и речным берегам в полночь под Новый год, надо полагать, старого стиля, отравлялись они на поиск травы и нечуй-ветер. Свойства ее были совершенно необыкновенными. Всякий обладатель этой травки по своему желанию мог останавливать буйные ветры, а также ловить рыбу без помощи невода. Однако беда заключалась в том, что определить нечуй-ветер могут только слепые. Когда они на нее наступают, то трава иголками начинает колоть их в незрячие глаза.

Травы кукос и одолень, равно как и корень обратим, наделены свойствами приворотного зелья. Их давали молодым девушкам, которые должны были положить траву на зеркало и пристально, не сводя глаз, произнести над ней определенный заговор.

На суде и в бою помогает трава полотная нива, только рвать ее следует, не имея при себе ничего железного. Одолень-траву полагалось брать с собой в дорогу - она предохраняла даже от разбойников. Петров крест - вполне реально существующее на корнях липы растение-паразит, обладает тем же свойством.

Реально можно было использовать траву девясил высокий или лекарственный, хотя и наделяли эту траву многочисленными магическими свойствами. Использовали корень и корневище растения. Оно помогало от сердечных болей, при незаживающих ранах. От удушья и кашля ее применяли внутрь. Если истолочь ее с хреном, чесноком и горчицей, а затем давать по половине ложки, то это будет способствовать скорому очищению организма от вредных шлаков, как выразилась бы современная медицина.

В канун многочисленных пьяных праздников можно указывать на такой старинный рецепт: шишки дикого хмеля заварить вместе с мятой и пить Yтром натощак. Никакой алкоголь не возьмет, говорят.

Многочисленные модные травники, книги, описывающие способы излечения от тех или иных недугов, сейчас появились в большом количестве, хотя пишут их зачастую профессиональные врачи, а не травники. Поэтому хочется особенно порекомендовать читателям достать три книги писателя Р.Ахмедова "В растениях - целебная сила". В отличие от чернокнижников и иных авторов, писатель все свои рецепты опробовал на себе и на многочисленных пациентах. Просто купить эти книги трудновато.

Выбор читателей