Сказка о доступных квадратных метрах

Более половины россиян мечтают о новых квартирах. Сегодня это могут позволить себе лишь избранные. Госдума и правительство громко заявляют о намерениях повлиять на рынок недвижимости и снизить цены




Забота о квадратных метрах всегда была в центре внимания российских властей. Проводились громкие кампании с целью навести порядок в этой сфере, достаточно вспомнить знаменитые "уплотнения", которые придумало молодое советское правительство, глобальную хрущевскую акцию по строительству пятиэтажек, да и знаменитую горбачевскую программу "Жилье-2000", обещавшую каждой советской семье отдельную квартиру к указанному сроку. Миновал 2000 год, программу остряки прозвали "Жулье-2000", а проблем только накопилось. Несмотря на бурный рост строительной отрасли, жилищный вопрос обостряется с каждым годом.

Одна из причин – ветшает и разрушается существующий фонд квартир. Дня не проходит, чтобы не поступили сообщения о том, что где-то рухнул дом, где-то обрушился потолок, а где-то люди живут в аварийных квартирах, ежедневно рискуя здоровьем, а то и жизнью. Слова главы Минпромэнерго РФ Виктора Христенко, о том, что из общего объема жилого фонда России в 2,85 млрд кв. м (19 млн жилых строений) зданий старше 30 лет в России более 62%, со степенью износа более одной трети - 61,6%, а ветхий и аварийный жилой фонд - это почти 90 млн кв. м (3,1%), служат лишь подтверждением того, что более половины россиян живут в нечеловеческих условиях.

Вторая причина – существенно возросли требования граждан к жилью. Давно никого уже не устраивают "хрущевки", многие недовольны и более современными условиями проживания. Желающих сменить свои квартиры на более просторные и комфортабельные в России, по разным оценкам, уже от 60 до 70%.

Проблема встала настолько остро, что ею озаботилась не только Госдума, но и правительство. Чуть менее месяца назад "Единая Россия" внесла в Думу пакет из 27 законопроектов, направленных на создание рынка доступного жилья. Перед обсуждением глава Минпромэнерго В.Христенко сделал ряд заявлений, которые, по его мнению, должны были задать тон дискуссии. По его словам "средняя цена 1 кв. м жилой площади в 2003 г. составила 16,3 тыс. руб., в то время как его себестоимость находилась на уровне 8 тыс. рублей". Отметив, что "жилье является одной из базовых ценностей", Христенко с оптимизмом заявил: "Тот факт, что сегодня мы рассматриваем не только правительственные законопроекты, но и в гораздо большем объеме законопроекты, подготовленные непосредственно в Думе, говорит о том, что страна подошла к тому рубежу, когда совместными усилиями всех ветвей власти нам удастся решить многие из застарелых проблем".

Ранее премьер Фрадков уже отмечал, что в 2003 г. цены на жилье в среднем по России выросли на 26%, а в Москве - на 45%. Позднее выяснилось, что в Санкт-Петербурге в I квартале текущего года был поставлен новый рекорд, достойный внимания: стоимость на квартир в городе за три месяца повысились на 27%. При таких темпах годовой рост может составить более 100% от январских показателей в северной столице. Главной причиной явления был назван высокий спрос при недостаточном предложении. Точно также обстоит дело и в регионах. Ипотека по-прежнему непопулярна из-за слишком высоких процентов по кредитам, приобрести же жилье без кредитования при существующих ценах могут позволить единицы. Можно привести еще одну цифру, свидетельствующую об остроте проблемы. По подсчетам специалистов, в 1987 г. в строй было введено около 76 млн кв. м жилья, а в 2003 г. российские строители возвели лишь 36,5 млн кв. метров.

Остается лишь удивляться оптимизму народных избранников и правительства, которые полагают, что в сложившейся ситуации им удастся радикально повлиять на рынок недвижимости. Христенко, к примеру, полагает, что объем вводимого в строй жилья к 2010 г. увеличится с 36 до 80 млн квадратных метров, а средняя обеспеченность жильем вырастет с 19,7 до 21,7 кв. м на человека. Не говоря о том, что даже эта цифра смехотворно мала, с трудом верится в ее достижение. Чудовищная монополизированность строительной отрасли, нехватка площадей под застройку, устаревшая материальная база, коррупция, административные препоны делают эту задачу трудновыполнимой. Вице-спикер Госдумы Г.Боос рассказал сегодня депутатам, что для того, чтобы построить дом, сегодня от момента начала землеотвода до завершения строительства нужно получить 139 подписей чиновников.

Не хочется верить, что принятие этих 27 законопроектов лишь даст старт очередной трескучей кампании под громкими лозунгами, однако представить себе чудесную картину, нарисованную вице-спикером Думы Морозовым, сможет далеко не каждый. По словам депутата, "принятие этих законопроектов, безусловно, станет революцией для каждого из граждан России", а "через 10-12 лет каждый гражданин России будет иметь возможность купить жилье, в том числе и с использованием механизмов ипотеки". По мнению Морозова, принятие пакета, предложенного его партией, приведет к тому, что в течение 5 лет произойдет неизбежное падение цен на жилье. Сроки названы значительные. Оно и понятно - к 2010 г. в стране будет другой парламент, другой президент, другое правительство… А пока можно строить радужные планы.

Тем временем подтвердилось, что не все депутаты поддерживают правительственные законопроекты. Это привело к довольно неожиданному и резкому скандалу в стенах Госдумы. Сразу две фракции, "Родина" и КПРФ, отказались участвовать в обсуждении законов и покинули заседание в полных составах. Мотивировки такого поведения оказались различными. "Родине" не понравилось то, что на повестку дня не был поставлен альтернативный проект Жилищного кодекса, а КПРФ и вовсе назвала весь пакет проектов "антисоциальным". Конечно, подобный демарш не мог сказаться на ходе обсуждения, поскольку большинство в парламенте за "Единой Россией" и ход голосования был предрешен. В результате проект Жилищного кодекса был принят в первом чтении без каких-либо проблем: при необходимых 226 голосах за его принятие проголосовали 349 депутатов.

Какие нововведения сулит новый документ: создание необходимых условий для привлечения инвестиций в использование, реконструкцию, модернизацию существующего или создание нового муниципального имущества в коммунальном комплексе.

Он отражает специфику инвестиционных соглашений в муниципальном коммунальном секторе, в который входит система тепло- и газоснабжения, водоснабжения и канализации, энергоснабжения, городской общественный транспорт, благоустройство и утилизация бытовых отходов.

Законопроектом оговаривается, что муниципалитет может передавать объекты коммунального хозяйства в управление частным организациям на правах аренды, доверительного управления, подряда. Кроме того, предприятия коммунального хозяйства могут передаваться в эксплуатацию частным компаниям без каких-либо инвестиционных обязательств с их стороны.

В законопроекте также говорится, что тарифная политика предприятия, переданного в управление частным организациям, определяется муниципалитетом. Изменения претерпели также положения, регламентирующие предоставление жилых помещений по договору социального найма. В соответствии с документом право на бесплатное (без взимания платы за наем) предоставление жилого помещения по договору соцнайма имеет малоимущий гражданин, который признан таковым органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. Проект кодекса исключает первоочередное предоставление жилых помещений, все они будут передаваться в порядке очередности исходя из времени принятия граждан на учет и включения их в списки на получение жилых помещений по договору соцнайма. Исключение будут составлять случаи, возникшие в связи со стихийным бедствием или другой чрезвычайной ситуацией. Изменения проекта кодекса связаны с упразднением ордера на занятие жилья, предоставляемого по договору соцнайма, также с сохранением права пользования жилым помещением. В какой степени все эти изменения в законе скажутся на инвестиционной активности и степени доступности жилья для населения, покажет время.

Выбор читателей