Москва исполнит роль сердца родины бесплатно

Быть столицей Российского государства – само по себе почетно и прибыльно, решили депутаты Госдумы. А чтоб за это еще и деньги получать в виде федеральных субвенций – явный перебор




Быть столицей Российского государства – само по себе почетно и прибыльно, решили депутаты Госдумы. А чтоб за это еще и деньги получать в виде федеральных субвенций – явный перебор. И вот 2 июля парламент принял в первом чтении 400-страничный правительственный пакет законопроектов, где, помимо документа о замене натуральных льгот деньгами, есть поправки, лишающие Москву и Московскую область 3,3 млрд руб. ежегодных доплат за исполнение столичных функций.

Напомним, что закон "О статусе столицы РФ" от 1993 г. закрепляет за регионом право на получение ежегодных компенсаций затрат "на столичность". Этот нормативный акт относит к таким функциям предоставление земли, зданий, жилищного фонда и оказание услуг федеральным органам государственной власти, представительствам регионов, иностранным дипломатическим представительствам, а также участие в содержании федеральных автодорог общего пользования и других транспортных систем.

Казалось бы, на жирный кусок покусились депутаты. Да только еще год назад, пишут "Ведомости", вице-мэр столицы Валерий Шанцев жаловался, что в течение четырех лет город "работал столицей" бесплатно. А с 2000 г. государство предпочитало расплачиваться с Москвой акциями предприятий на сумму около 6 млрд рублей. В бюджете 2004 г. сумма уменьшена до 3,3 миллиарда. За эти годы мегаполис получил в собственность акции семи предприятий, в том числе 49% акций косметического объединения "Свобода", 38% ценных бумаг Тушинского машиностроительного завода, 60,88% из пакета ОАО "Аэропорт "Внуково". Надо отметить, что получала только Москва, область Московская за все десять с лишним лет действия закона о федеральных субвенциях ничего не имела, сообщил "Ведомостям" на условиях анонимности чиновник областного Минфина.

Логика депутатов, пытающихся отобрать у Москвы, на их взгляд, лишнее, проста: столичный статус повышает инвестиционную привлекательность города. Множество компаний, представительств, центров, где аккумулируется прибыль, полученная в других регионах, – городской бюджет получает дополнительный доход в виде налогов, который, как уверены в Министерстве финансов, с лихвой перекрывает расходы на поддержание столичного статуса. И приводятся упрямые цифры: в прошлом году налоговый доход Москвы составил 263,9 млрд руб., а Санкт-Петербурга - только 58,6 миллиарда.

Нет, конечно не случайно "оговорилась" питерская градоначальница Валентина Матвиенко насчет передачи некоторых столичных функций. Помимо прочих других резонов, подобные "оговорки" – как способ еще раз натянуть узду. Как еще один прием, чтобы напомнить московским городским властям: у нас нет незаменимых столиц.

Однако логика и доводы городского правительства тоже понятны. Субвенции компенсируют многочисленные льготы федеральных чиновников, поддерживают коммунальное хозяйство. Если отменяются какие-то льготы, Москва согласна с пропорциональным уменьшением госдотаций.

По словам вице-спикера Госдумы от "Единой России" Вячеслава Володина, депутаты договорились накануне второго чтения обсудить идею отмены субвенций. Обсуждение – хороший процесс, только без экспертных заключений и заслуживающих доверия расчетов подобные дебаты мало пользы приносят. А как заметил руководитель лаборатории Института экономики переходного периода Илья Трунин, до сих пор он не видел "ни одних убедительных расчетов", обосновывающих доплату за выполнение столичных функций. Также нет и таких данных, которые доказывали бы, что один только столичный статус позволяет Москве получать доход, способный компенсировать содержание столичной инфраструктуры.

Казалось бы, решение проблемы лежит на поверхности: свести дебет-кредит, вывести остаток и решить вопрос. Но по каким-то причинам этого никто не делает. Зато народные избранники с удовольствием заявляют, что "это Москва должна доплачивать всем регионам" (депутат С.Штогрин, КПРФ).

Выбор читателей