Россию ждет капитализм с неприметным "питерским" лицом

Если дело дойдет до создания на базе "Роснефти" и "Газпрома" некой сверхмонополии, Сечину предстоит прыгнуть выше своей головы. Практика показывает, что у недавних "силовиков" с этим плохо




Состоявшееся во вторник избрание председателем совета директоров ОАО "НК "Роснефть" заместителя руководителя администрации президента РФ Игоря Сечина вызвало широкий резонанс в экономических и политических кругах. Эксперты-аналитики продолжают высказывать свои версии столь "сильного" кадрового решения, которое, между тем, вовсе не стало неожиданностью для большинства наблюдателей. Характерно, что в подавляющем большинстве случаев мнения экспертов и высказываемые ими версии чрезвычайно схожи и сводятся, фактически, к одному сценарию.

Справка: Игорь Сечин. Родился 7 сентября 1960 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский государственный университет. В 1988-1991 гг. работал в исполкоме Ленсовета. В 1991-1996 гг. – в мэрии Санкт-Петербурга (главный специалист, помощник руководителя, начальник аппарата заместителя мэра, начальник аппарата первого заместителя мэра – председателя комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга Владимира Путина).
В 1996-1998 гг. работал в Управлении делами президента Российской Федерации, в Главном контрольном управлении президента Российской Федерации. В 1999 г. руководил секретариатом первого заместителя председателя правительства Российской Федерации.
С августа 1999 г. назначен руководителем секретариата председателя правительства Российской Федерации. С 2000 г. – заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации. С марта 2004 г. – заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации – помощник президента Российской Федерации.

ОАО "НК "Роснефть". Уставный капитал компании составляет 90 млн 921 тыс. 740 руб. и разделен на 1 млн 446 тыс. 47 привилегированных и 89 млн 475 тыс. 693 обыкновенных акций номиналом 1 рубль. 100% акций компании принадлежат государству в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ.

Назначение Сечина гармонично укладывается в проводимую властью политику огосударствления экономических зон, подпирающих госмашину в целом. Любопытно, что почти сразу же после известия об этом Союз производителей нефтегазового оборудования направил ему поздравление, в котором прямо сказано, что "избрание государственника Игоря Сечина председателем совета директоров системообразующей российской нефтяной компании является свидетельством того, что бездумной либеральной политике в сфере недропользования приходит конец". Иными словами, для очень многих в той же "нефтянке" совершенно ясно, что приход соратника президента пусть даже в шестую по значению нефтяную компанию страны значит много больше, чем просто взятие им на себя "общественной нагрузки". Известно, что Сечин не принадлежит к числу публичных политиков, а громкий переход в "Роснефть" безусловно делает его в прямом смысле слова заметной, а значит уязвимой фигурой. Тем более есть основания думать, что ставки в игре высоки. Представитель государства уровня Сечина в компании, и так на 100% государственной, – это даже не случай с Александром Волошиным или Дмитрием Медведевым, в разное время приглядывавшими за не вполне государственными РАО "ЕЭС" и "Газпромом". Говорят, что Путин считает Сечина сильным управленцем. Если это так, то не очень эффективному менеджменту "Роснефти" приход такого руководителя пойдет только в плюс.

Но вряд ли все затевалось только для этого. Почти все аналитики полагают, что Игорь Сечин займется разделкой гибнущего "ЮКОСа" – и по праву человека, внесшего значительный вклад в эту гибель, и, возможно, по праву управленца, способного справиться с процессом поглощения и переваривания активов этого нефтяного гиганта. Другое дело, что службист и теневой администратор Игорь Сечин до сих пор никак не проявлял себя в таком качестве. Так что если дело дойдет до захвата "Роснефтью" активов "ЮКОСа", а в перспективе – создания на базе этой нефтяной компании и "Газпрома" некой сверхмонополии, замглаве кремлевской администрации предстоит прыгнуть выше своей головы. Практика показывает, что у недавних "силовиков" с этим плохо.

Пример Сечина – это не только тактический маневр на отдельно взятом поле брани государства и т.н. "олигархии". В нем угадывается вектор движения всех прочих чиновников из нынешнего окружения Путина, чья участь будет решаться в 2007-2008 годах. Структура власти сегодня такова, что люди, участвующие в модернизации России, представляются большинству граждан личностями невыразительными, ничем не примечательными. Рискнем предположить, что отставка Сечина с его высокого поста не сотрясет государственных устоев. Прочная же позиция в государственной экономической структуре – совсем другой коленкор. Тут другая сфера ответственности, да и возможности вдали от посторонних глаз иные. Можно не сомневаться, что вскоре вслед за Сечиным на "общественные начала" уйдут и другие кремлевские чиновники.

Таким образом, последние события подтверждают предположение о начале строительства в России т.н. "государственного капитализма". В понимании нынешнего руководства страны, оно заключается в установлении жесткого контроля над ведущими производственными отраслями со стороны группы чиновников, наиболее приближенных к главе государства.

В случае приобретения "Роснефтью" основных производственных активов "ЮКОСа" можно будет с уверенность говорить о том, что фундамент "государственного капитализма" в России заложен. Государство получит практически полный контроль над отраслью, которая в ближайшие годы будет играть основную роль в формировании ВВП страны. В лояльности двух других важнейших игроков нефтегазового рынка – "ЛУКОЙЛа" и "Сургутнефтегаза" – сомневаться не приходится, несмотря на то, что эти компании являются частными.

Характерно, что параллельно с избранием Сечина председателем совета директоров "Роснефти" представителями Минфина была вброшена идея о необходимости введения государственных чиновников в советы директоров частных компаний в качестве независимых директоров. Об этом заявил в ходе заседания "круглого стола", посвященного практике работы советов директоров, глава департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин. По его мнению, из Кодекса корпоративного поведения необходимо исключить норму, запрещающую представителям государства становиться независимыми директорами. А значит, на фоне наблюдаемой концентрации государственной власти в нефтегазовом секторе безобидное, на первый взгляд, предложение насчет независимых от государства директоров может быть рассмотрено уже под совсем иным углом зрения.

Выбор читателей