Банковский сектор застыл в ожидании рокового августа

В августе продолжится реформа банковской системы, которая может привести к очередному кризису. Вкладчики по-прежнему не доверяют свои деньги кредитным организациям




На дворе лето, время не самое лучшее для финансовых операций, особенно для людей с хорошей памятью. Те, кто поверил в слова Бориса Ельцина, заявившего за два дня до самого крупного банковского кризиса, что дефолта, дескать, не будет, до сих пор нервно вздрагивают, когда видят на календаре слово "август". Удерживаемый государством высокий курс рубля, пресловутый рынок ГКО и общая нестабильность привела в роковом 1998 году к тому, что миллионы граждан остались без своих денег, а соотношение рубля и доллара изменилось почти в четыре раза не в пользу российской валюты. Особенно пострадали те, кто получал зарплату в рублях. С той поры, похоже, ни государству, ни банкам не удалось в полной мере восстановить доверие граждан к банковской системе. Это обстоятельство во многом и является причиной сегодняшних проблем на финансовом рынке. Физические лица предпочитают вкладывать свободные средства в традиционные ценности, такие как недвижимость и автомобили, а юридические в большинстве своем выбирают "черные" и "серые" схемы работы, при которых зависимость от стабильности банковской системы становится не столь опасной.

Между тем существует ряд факторов, которые действительно могут если не обрушить финансовый рынок страны, то сделать все для того, чтобы окончательно подорвать доверие к отечественным кредитным организациям. Неуклюжие движения Центробанка РФ и других государственных ведомств самого высокого ранга создают повод для нервозности как банкиров, так и их клиентов. Никто не сомневается в том, что система нуждается в реформировании. Огромное количество мелких и средних банков, которые порой и банками называются только по прихоти их создателей, противоестественно для слабой российской экономики и, разумеется, неприемлемо. Но вместо того чтобы кулуарно, за кулисами вести переговоры с их владельцами о продаже, слиянии или поглощениях хотя бы ради того, чтобы приблизится к заявленным целям о достижении каждой кредитной организацией норматива минимального капитала в €5 млн, ЦБ, МВД и ФСФМ превращают каждое банкротство в громкую пиар-акцию. И делается это несмотря на то, что даже детям известна прописная истина, гласящая, что деньги любят тишину и не любят революций.

На этой неделе внимание журналистов и граждан было сосредоточено вокруг лишения лицензий у четырех банков, чьи названия до той поры были известны лишь узким специалистам. Провинились "Коммерческий банк сбережений", "Промэксимбанк", ООО "КБ "РИКОМ", а также "Мосжилстройбанк". Никакого реального влияния на финансовую ситуацию в стране эти учреждения не оказывали, однако новость захватила первые полосы СМИ и вызвала очередные разговоры о возможности возникновения кризиса в банковской системе страны. И до этих событий было ясно, что доходы по вкладам не превышают темпов инфляции и являются скорее отрицательными, а уж после, казалось бы, утихнувшей череды скандальных лишений лицензий ряда банков, вкладчики окончательно потеряли остатки доверия к хранению денег в кредитных организациях. По оценкам специалистов, общая сумма изъятых денег из банков за два последних месяца составила уже 25 млрд рублей.

Нет никаких сомнений, что все основные проблемы впереди. Во-первых, осенью грядет система обязательного страхования вкладов, которую преодолеют далеко не все. Во-вторых, уже упомянутый обязательный норматив минимального капитала должен заставить учредителей коммерческих банков задуматься о том, стоит ли продолжать свой бизнес. В-третьих, кризис недоверия, вопреки уверениям уполномоченных лиц, сохраняется, если не расширяется. На этом фоне слова бывшего заместителя председателя Центробанка, а ныне вице-президента ассоциации "Россия" Александра Хандруева выглядят достаточно убедительными и предсказуемыми: "Банки сами рассказывают, что от них уходят надежные клиенты. Они говорят: мы к вам вернемся после того, как напряженность сойдет на нет, а пока отдадим свои деньги в Сбербанк и ВТБ. И все – у банка не остается денег".

Выбор читателей