У охотников за планетами из США - 4 трофея

Сенсационное заявление сегодня сделано НАСА. Ученые аэрокосмического агентства США за неделю выявили в безвоздушном пространстве, за пределами Солнечной системы, сразу 4 ранее незарегистрированных планеты

Специалисты американского аэрокосмического агентства НАСА утверждают, что в течение недели им удалось обнаружить четыре неизвестных планеты вне пределов Солнечной системы (так называемые экзопланеты). Сделавший открытие коллектив ученых возглавляет астроном Джеффри Марси из Университета Беркли, шт. Калифорния. Он отмечает, что данное событие, если и не является переворотом в науке, то, по крайней мере, выводит исследования его лаборатории на новый уровень.

Впервые экзопланета была выявлена в 1995 г. астрономами Майклом Мэйором и Дидье Келозом из Женевского университета. Позднее те же ученые нашли еще несколько десятков таких небесных тел. В основном это были гиганты, состоящие преимущественно из уплотненного газообразного вещества. Обнаруженные ныне объекты, как кажется, меньше по размеру и более твердые, чем открытые в прошлом десятилетии. Две из вновь выявленных экзопланет соизмеримы по размерам с Ураном и Нептуном – это примерно в 14 раз больше, чем габариты Земли. Астрономы должны сегодня представить их описание. Величина этих новых небесных тел не должна казаться огромной, если иметь в виду, что аналоги, открытые в предыдущие годы, превышали диаметр и массу Земли в сотни раз, приближаясь по величине к Юпитеру.

Первоначально было даже сделано предположение, что какой-то из новичков космической карты является двойником нашей Голубой планеты. Однако пока эта гипотеза не находит убедительных подтверждений. На выяснение, действительно ли найдена "близняшка" земного шара, по своим параметрам пригодная для того, чтобы на ней были океаны, богатая кислородом атмосфера и биологическая жизнь, понадобится много времени, считают ученые. Они также предостерегают от поспешных, далеко идущих умозаключений по поводу странных новых вселенных.

Дело в том, что в последнее время исследователей захватило особое лихорадочное состояние, которое они сами называют "охотой на неизведанные миры". "Планетная облава" сейчас признана наиболее перспективным направлением в астрономии, несмотря на то, что еще несколько лет назад она считалась уделом горстки непрактичных мечтателей. Все новые и новые ученые присоединяются к исследовательской гонке.

Ее результаты ошеломляют, несмотря на то, что, например, из четырех планет, открытых на прошлой неделе, даже наиболее крупную невозможно увидеть в самый сильный телескоп. Это связано с очень ярким светом того солнца, вокруг которого вращается данное небесное тело. Звездный ореол ослепляет, затмевая собой все близлежащие планеты. Поэтому для подтверждения того, что рядом есть другие космические тела, ученые вынуждены прибегать к сложным расчетам и специальным методикам. Например, зная цифру колебаний гравитационного рывка звезды по отношению к орбите ее спутника, можно вычислить размеры планеты.