Освобождение заложников: рассказы участников

Участники вчерашней операции по освобождению заложников в североосетинском Беслане - саперы и местные жители - рассказали журналистам о том, что увидели, когда ворвались внутрь школы

Освобождение заложников в Беслане. Фотохроника

Террористы превратили бесланскую школу в руины. Кадры с места событий

Освобождение заложников в Беслане. Фотохроника




"Yтро" уже писало, что силовая операция по освобождению заложников в Беслане не планировалась, и сегодня это подтверждают сами ее участники. "Коммерсант" и "Газета" публикуют интервью с теми, кто вошел в школу и выводил оттуда детей, кто разминировал установленные боевиками бомбы и уничтожал пытавшихся скрыться преступников.

Руслан Тавасиев, сотрудник Северо-Осетинской поисково-спасательной службы, должен был пойти за телами погибших, которые боевики разрешили эвакуировать. Однако в последний момент узнал, что пойдут не местные спасатели, а четверо сотрудников "Центроспаса" из Москвы, а он с коллегами будет на подстраховке – у забора. "Когда наши подъехали к зданию, двери главного входа, на которых были установлены растяжки, открылись, там появились несколько боевиков. Бандиты начали то ли проверять гранаты, то ли ставить дополнительные, и в этот момент произошел первый взрыв, - рассказал Тавасиев. - Двери вынесло наружу, выломав при этом кусок стены. Почти сразу в образовавшемся проеме появились другие боевики и открыли беспорядочный огонь – видимо, подумали, что начался штурм. Били по спасателям, очевидно приняв их за переодетых спецназовцев. Все четверо упали – как выяснилось позже, двое ребят погибли, а двое были тяжело ранены".

"Я не понял из-за чего, но через несколько секунд взлетел на воздух припаркованный возле спортзала автомобиль, на котором приехали боевики, - продолжает он. - Возможно, взрывчатка, находящаяся в кузове грузовика, просто сдетонировала от других взрывов или ее привели в действие дистанционно из спортзала. Но этот взрыв оказался самым мощным – после него в глухой стене спортзала образовался огромный проем и обвалилась крыша. Потом послышались взрывы уже внутри спортзала, оттуда вырвались языки пламени и повалил дым. В пролом тут же бросились дети. Еще через мгновение другая толпа заложников ринулась через главный вход, люди стали прыгать из окон. Только когда уже весь двор был полон детьми, навстречу им пошел спецназ".

О том, что было дальше рассказывает сапер подполковник Андрей Галагаев. "Я ехал со своим командиром, начальником инженерной службы 58-й армии Бахтияром Набиевым, и еще одним подчиненным в "уазике" за Домом культуры. Мы увидели, как в проходе между зданиями горадминистрации и магазина выбегают женщины и дети, помогли им дойти до машин". Не прошло и трех минут, как все три сапера вместе с отрядом армейского спецназа и отрядом "Вымпел" ворвались в школьный двор. И сразу кинулись в малый гимнастический зал. Над входом висела "растяжка" - двухлитровая пластиковая бутылка с пластитом и стальными шариками внутри. От нее шло сразу несколько пар проводов. Как объяснил Бахтияр Набиев, взрывное устройство могли привести в действие несколько человек, находящихся в разных местах. Саперы, которые, были без бронежилетов и оружия(!), бросились обезвреживать мину. После этого они перешли в спортивный зал - он был весь в дыму и гари, на полу лежали десятки людей.

Отвечая на вопрос, сделал ли саперы это по приказу, Галагаев отвечает: "Нет, никакого приказа не было. Спецназовцы прямо на улице спросили: "Есть саперы?", мы и пошли".

Очевидцы говорят, что простых граждан, помогавших в операции, вчера вокруг школы было очень много. Помогали выносить раненых, а когда поняли, что спецназ уже в школе, то без всяких приказов они ринулись в здание. Их потом чуть ли не силой пришлось оттаскивать от захваченных в плен боевиков. Молодой ополченец Бислан в разговоре с журналистами даже жаловался: "Мы бы этих скотов зубами загрызли".

Выбор читателей