Террористов посадят на голодный паек

Трагедия в Беслане ставит много вопросов, и один из самых важных – как перекрыть каналы финансирования террористов. Счетная палата решила выйти на передний край борьбы с кровавыми деньгами




Трагедия в Беслане ставит много вопросов. И один из самых важных в их числе – как перекрыть каналы финансирования террористов. Известно, что деньги чеченским "борцам за веру" собирают многочисленные "благотворительные" организации – любой правоверный мусульманин в Саудовской Аравии, Великобритании и многих других странах может сделать пожертвования прямо в мечети. Но мало деньги собрать, их еще надо переправить. И вовсе не обязательно почтальоном окажется бородач, который, "применяя джиу-джитсу, лезет к нам через границу", дабы доставить в кавказские горы мешок "капусты". Однако даже в этом случае, прежде чем такой мешок будет набит, могут быть проводки по банковским счетам "меценатов" и аффилированных с ними (и с террористами) структур.

Если Масхадова Запад по-прежнему называет "умеренным националистическим лидером", то уж Басаева и иже с ним даже самые яростные критики чеченской политики Кремля все же причисляют к террористам. Следовательно, существуют возможности для сотрудничества с западными державами с тем, чтобы пресечь финансовую подпитку хотя бы откровенных бандитов. Так, официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер заявил 8 сентября: "Люди, захватившие школу, являются террористами... Группы, которые их спонсируют, являются террористическими, – все просто и ясно. С ними нужно бороться, они должны быть уничтожены". После 11 сентября 2001 г. задача выявления и закупоривания финансовых источников международного терроризма выдвинулась на первый план в деятельности Международной группы по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), созданной ОЭСР еще в 1989 году. В июне прошлого года Россия стала полноправным членом данной организации. Этому предшествовало, в частности, принятие закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и добавление к довольно многочисленным и нередко дублирующим друг друга органам, осуществляющим на Руси финансовый контроль, еще одной бюрократической структуры – Комитета по финансовому мониторингу (КФМ).

Между тем высшим органом государственного финансового контроля является у нас Счетная палата (СП). И, похоже, ее председатель Сергей Степашин намерен возглавить, причем как минимум в европейском масштабе, борьбу за то, чтобы посадить террористов на голодный паек. Вообще говоря, главная функция СП – "контроль за исполнением федерального бюджета" (ст.101 Конституции и ст.3 закона "О Счетной палате РФ"). Однако, по закону, это ведомство, имеет право проверить любое юридическое лицо, правда, только для вынесения своего резюме, так как, будучи парламентским органом, СП не располагает карательными полномочиями.

В 2000 г. был создан Совет руководителей высших органов финансового контроля (ВОФК) государств-участников СНГ. В самом начале этого месяца в Астане прошла его V сессия. Непосредственно в повестке дня форума вопросы, связанные с пресечением финансирования террористических организаций, не значились. На сессии были приняты Декларация "Гласность и прозрачность в деятельности высших органов финансового контроля и их взаимодействие с различными ветвями власти", "Модельные методические рекомендации по осуществлению контроля эффективности", а также "Глоссарий терминов в сфере контроля использования государственных финансовых ресурсов". Кроме того, была утверждена новая редакция Положения о Совете руководителей ВОФК государств-участников СНГ и принят план работы Совета в период до следующей сессии, которая пройдет в 2005 г. в Кишиневе. Все это, по большому счету, рутинные вопросы.

Однако на брифинге 1 сентября, то есть в тот самый день, когда бандиты захватили школу в Беслане, Степашин заявил, что органы финансового контроля стран СНГ должны подключиться к борьбе с терроризмом в части перекрытия каналов его финансирования. Он также сказал, что в ближайшее время будут подготовлены соответствующие предложения и что он уже обсудил этот вопрос с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, а также со своими коллегами по СНГ, которые всецело поддержали российскую инициативу. "Мы должны наиболее плотно работать по этой проблематике на пространстве бывшего СССР" – подчеркнул Степашин. По его словам, органы финансового контроля стран СНГ будут тесно взаимодействовать со службами финансовой разведки (в России это КФМ): "Мы будем работать с ними вместе, обмениваться информацией, возможно, проводить совместные операции".

Спустя всего шесть дней ту же тему Степашин поднял уже в Вильнюсе, выступая на заседании Управляющего совета Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ), президентом которой он в настоящее время является. ЕВРОСАИ, объединяющая 47 стран, – это региональное подразделение Международной организации ВОФК (ИНТОСАИ). "На фоне продолжающейся эскалации террористических актов в различных районах мира высшие органы государственного финансового контроля должны консолидировать свои усилия по перекрытию каналов финансовой подпитки международного терроризма", – сказал Степашин, отметив необходимость "заострения данного вопроса" и на предстоящем в следующем месяце в Будапеште XXVIII Конгрессе ИНТОСАИ. Участники заседания в Вильнюсе поддержали предложение Степашина придать постоянный статус созданной в 2003 г. по инициативе Счетной палаты РФ Рабочей группе ИНТОСАИ по борьбе с отмыванием "грязных" денег, фактически дублирующей в своих функциях ФАТФ.

На высшем форуме ИНТОСАИ в Будапеште, по мысли Степашина, следует особо обсудить дополнительные усилия, которые должны предпринять контрольные органы тех стран, откуда, собственно, и осуществляется финансирование террористических вылазок. Это, очевидно, ключевой вопрос, без решения которого образование новых "антиотмывочных" структур на глобальном, региональном или национальном уровне может предстать трансцендентной бюрократической возней. Однако не менее очевидно, что добиться такого решения невозможно без действительной воли к тому со стороны политического руководства государств, в которых активно действуют спонсоры террористов. Иными словами, необходимо мощное внешнее давление в высших сферах. А это уже компетенция не ИНТОСАО, не ФАТФ и не ООН, а исключительно Белого дома в городке на Потомаке. Собственно говоря, в интересах собственной безопасности американцы так и действуют, закупоривая подозрительные финансовые каналы не только на выходе, но и на входе. Проявят ли они хотя бы малую старательность в интересах России как своей союзницы по "антитеррористической коалиции" – еще вопрос, что бы ни говорили Баучер, Пауэлл и лично тов. Буш.

Выбор читателей