Иран отказался от атомной войны, но не от обогащения урана

Духовный лидер иранцев аятолла Хаменеи издал фетву, ставящую обогащение урана в военных целях вне закона. Впрочем, работы по обогащению урана Тегеран прекращать не намерен




Духовный лидер Ирана Али Хаменеи официально запретил в стране разработку и применение ядерного оружия. Аятолла, в руках которого сосредоточена фактическая власть в Исламской Республике Иран, издал фетву (указ), ставящую обогащение урана в военных целях вне закона. Хаменеи подчеркнул, что его страна всегда стремилась к полномасштабным контактам с мировым сообществом, а посему Тегеран гарантирует мирный характер своей ядерной программы. Именно такой гарантией и является соответствующая фетва. Официальный представитель иранского МИД Хамид Реза Асефи обнародовал заявление аятоллы сегодня днем на открытии заседания Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене. По официальной информации, главными вопросами повестки дня является верификация ядерных программ Ирана и Ливии, а также обсуждение мер по борьбе с ядерным терроризмом.

От положительного имиджа ИРИ на этом заседании зависит будущее Тегерана. Если Совет управляющих найдет возможность договориться о новых проверках иранских ядерных объектов, со страны будет снят целый ряд экономических и политических санкций. В качестве примера тегеранской делегации в Вене приводят Ливию, которая еще в начале марта не только открыла для инспекции МАГАТЭ свои ядерные лаборатории, но и пригласила в Триполи американских экспертов, отказавшись впоследствии от своей военной атомной программы. В результате с Ливии было снято большинство санкций, а в страну хлынули западные инвестиции. С Ираном дело обстоит намного сложнее. Во-первых, официальный Тегеран категорически отказывается принимать на своей территории американцев, вполне справедливо полагая, что среди упомянутых экспертов могут оказаться агенты ЦРУ. Во-вторых, ИРИ до недавнего времени активно сотрудничала с МАГАТЭ, однако, даже после целой фазы всевозможных проверок агентство не пришло к какому-либо решению относительно ядерной программы Тегерана.

На заседании в Вене основное внимание будет уделено докладу главы МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи относительно результатов пресловутых инспекций и степени исполнения Ираном подписанного им "Договора о нераспространении ядерного оружия" (ДНЯО). Лишь после этого 35 членов Совета управляющих МАГАТЭ вынесут свое решение относительно Тегерана. Впрочем, сейчас в венских кулуарах уже дана высокая оценка фетве аятоллы Хаменеи. По словам аналитиков, мнение последнего играет большую роль в иранском обществе, а значит, и его гарантии стоят дорого.

Впрочем, сегодняшнее заседание совета уже принесло первую сенсацию. Как заявил глава иранской делегации Хусейн Мусавиан, приостановка работ по обогащению урана, обещанная Тегераном еще в прошлом году, была "короткой и временной". Мусаиван отметил, что на этот шаг ИРИ пошла исключительно для того, чтобы добиться расположения мирового сообщества. Дескать, в Иране прекрасно понимают позицию МАГАТЭ, однако и агентство должно понять Тегеран: иранские физики-ядерщики просто обязаны проводить подобные работы – исключительно в научных целях. О конкретных сроках возобновления соответствующих работ в лабораториях Мусавиан ничего не сообщил, однако, в МАГАТЭ уже предположили, что это произойдет не позднее конца ноября нынешнего года.

Выбор читателей