Новый президент поведет Абхазию к независимости

Рауль Хаджимба, набравший абсолютное большинство голосов на президентских выборах в непризнанной республике, устраивает не только Россию, но и, что удивительно, Грузию


Фото AP



В воскресенье Абхазия выбирала президента. Уже ясно, что второго тура не будет: по предварительным данным, абсолютным победителем стал фаворит предвыборной гонки, премьер непризнанной республики Рауль Хаджимба, бывший сотрудник КГБ и начальник его абхазского аналога – Службы государственной безопасности. Хаджимба, которого в Абхазии называли "кандидатом Кремля", умело использовал административный ресурс, незадолго до выборов встретившись с Владимиром Путиным в Сочи. По всей Абхазии были расклеены красочные плакаты с изображением президента России и абхазского премьера. Конкуренцию "претенденту №1" составили бывший глава МИД Сергей Шамба, лидер Народной партии Якуб Лакоба, экс-премьер-министр Анри Джергения и генеральный директор Госкомпании "Черноморэнерго" Сергей Багапш.

По предварительной информации, Раулю Хаджимба отдали голоса около 56% избирателей непризнанной республики, пришедших на участки. На втором месте оказался Сергей Багапш с 25%, а на третьем – Сергей Шамба с 15%. Впрочем, все эти предварительные данные, появившиеся в СМИ, глава ЦИК Абхазии Сергей Смыр назвал "неофициальными" и "незаконными". ЦИК отметил только высокую явку избирателей, которая составила 62-63% от списочного состава, и отсутствие грубых нарушений закона.

Но с оценкой избиркома об отсутствии нарушений, как водится, не согласились оппоненты г-на Хаджимбы. Так, Сергей Багапш сообщил журналистам, что на избирательных участках появились какие-то таинственные "дополнительные списки" и что необходимо выявить "двойников". Анри Джергения заявил, что контроля за ходом выборов не существовало вообще, потому что желающие имели возможность голосовать по несколько раз, при этом его имени вообще не оказалось в списке избирателей. В свою очередь, глава ЦИК опроверг все обвинения, сообщив, что "составление дополнительных списков не нарушает законодательство". В Сухуми признали, что точное количества избирателей не известно никому. Любые списки условны, поскольку, например, по данным избиркома, 24 тыс. абхазских пенсионеров оформляли пенсии Российской Федерации и многие их них не имели паспортов.

Накануне выборов абхазские силовики сообщали, что особых мер безопасности предприниматься не будет, но руководитель пресс-службы представительства Абхазии в России Татьяна Гулиа предупредила, что службы безопасности располагают данными о возможных провокациях со стороны Тбилиси. Кроме того, в Сухуми опасались срыва выборов в Гальском районе Абхазии, где проживает грузинское население.

О провокациях говорили и в Тбилиси. Так, недавно назначенный председатель грузинского Совмина Абхазии в изгнании Ираклий Аласания заявил, что "сторонники некоторых кандидатов могут устроить в день выборов провокации в Гальском районе, вина за которые может быть переложена на власти Грузии. Хотим заранее зафиксировать свою позицию перед международным сообществом и для самих де-факто властей Абхазии, что мы не планируем никаких провокаций. А на любое давление над грузинским населением последует адекватная реакция".

К счастью, провокаций не произошло, кроме одной – вчера в одном из сел Гальского района прогремел взрыв: неизвестные выстрелили из гранатомета. Как сообщили в СГБ непризнанной республики, в Гальский район из Грузии проникло вооруженное формирование. Сейчас абхазские силовики ведут его поиск.

Сам победитель, голосовавший на избирательном участке №2 в Сухуми, здесь же заявил, что будет вести Абхазию к независимости: "Вместе с Грузией мы уже были, хватит. Россия – это та страна, с которой мы говорим о возможности интеграции в экономике и создании условий для того, чтобы мы жили в нормальном независимом государстве. Мы намерены добиваться международного признания так же, как и остальные страны мира. Например, в Европе Чехия и Словакия разошлись мирно. В Югославии также созданы новые государства. Почему Абхазия не может быть свободным государством, которое строит свою независимость? Мы будем добиваться этого мирными, доступными средствами и доказывать, что мы – состоявшееся государство".

Самое удивительное, что в Тбилиси, где первоначально заявляли о непризнании любых итогов абхазского голосования, затем фактически поддержали кандидатуру Рауля Хаджимбы. В частности, министр по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаидрава отметил, что "среди кандидатов в де-факто президенты Абхазии нет прогрузински настроенных людей", но для Тбилиси наиболее приемлемым вариантом является кандидатура абхазского премьера. "Когда позиции Грузии и России сблизятся, легче будет вести переговоры с Раулем Хаджимба, который является наиболее приемлемым кандидатом для России", – пояснил Хаиндрава.

Корреспондент "Yтра" беседовал с избранным вчера президентом Абхазии в 2001 г., когда тот еще возглавлял Службу государственной безопасности РА. Три года назад г-н Хаджимба так оценивал ситуацию в регионе: "Я не хочу говорить о каких-либо вариантах, поскольку наша задача – не допустить нового кровопролития. Мы располагаем информацией о том, что происходит в Грузии. Там разыгрывается военная карта, раздаются призывы о реванше. Но война не нужна никому, даже так называемым беженцам из Абхазии... Да, у Грузии есть вооруженные силы. Но силовое решение – не выход. В Абхазии прекрасно помнят, как в 1992 г. грузины, имея хорошее вооружение и численный перевес, зашли сюда. Мы поначалу встречали их рогатками, а потом получилось, что их техника и оружие были брошены, а они ушли с позором".

Сотрудник спецслужб, прошедший школу всемогущего советского КГБ, считает, что в последнее время Грузия проводит активную работу в плане сотрудничества со спецслужбами Турции и других стран-участниц НАТО: "Нельзя игнорировать очевидное. Все это направлено на моделирование некоей ситуации, допускающей силовое решение проблемы Абхазии с зарубежной помощью. Я думаю, что на данный момент Тбилиси от радикальных военных акций удерживает только одно – нахождение в Абхазии российских миротворцев. В противном случае ситуация выйдет из-под контроля... Все это делается только для одного – ослабления влияния России".

Выбор читателей