Чужие здесь не ходят

"Свои" – одна из важнейших картин, одно из важнейших явлений в современном российском кино. Фильм Дмитриева Месхиева до основания потряс миф о советском человеке на войне

Свои
Россия, 2004
Режиссер: Дмитрий Месхиев
В ролях: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Анна Михалкова, Наталья Суркова, Михаил Евланов, Федор Бондарчук


Фото: novayagazeta.ru



Первое, на что обращаешь внимание в фильме Дмитрия Месхиева "Свои", – это картинка, которая чуть обесцвечена, в ностальгический тон пожелтевших фотографий и пожухших газет. Кадры, где нет ни одной лишней детали. Все органично в самом прямом смысле – как будто вырастает одно из другого, прорастает диалогами и взглядами из чего-то большего, чем просто история о трех беглых пленных, прячущихся в амбаре, который принадлежит отцу одного из них.

Это особое состояние человека на войне, собранность, которая становится спокойствием. В картине Месхиева война – это Война, для которой не так важно, кто, с кем и когда воюет. "Свои" и "чужие" – вечные идеи, сложность и противостояние которых рассматривает режиссер. В сценарии Валентина Черныха время и место действия определены до деталей: август 1941 года, Псковская область. Война в фильме идет только два месяца, а кажется, что она была всегда: так налажено все и в отряде (в самой первой сцене герои спокойно подсчитывают убитых, не подозревая, что через минуту в грохоте и огне будут погибать сами) и в деревне (определено, кто – староста, кто – полицейский, и знают все, как выкупать детей из тюрьмы – бывшей школы).

"Свои" – один из важнейших фильмов, одно из важнейших явлений в современном российском кино. Недаром именно он получил Гран-при последнего Московского кинофестиваля, а кроме того, приз за лучшую режиссуру и лучшее исполнение главной мужской роли. Жюри российской кинокритики также вручило "Своим" главный приз, с формулировкой: "За адекватный показ частного человека внутри великих исторических событий".

Главная сила фильма – эти самые частные люди, сложные противоречивые характеры, сыгранные замечательными актерами. Режиссер не боится брать известные лица и преображать их, изменять "под себя", под материал. В "Своих" он принял нетривиальные решения: Федор Бондарчук – пышноволосый полицмейстер, Сергей Гармаш – лысый политрук, Константин Хабенский – рыжий еврей и Аня Михалкова – деревенская бабенка. Актрис, играющих главных героинь – Михалкову и великолепную Наталью Суркову, которую Месхиев снимал в сериале "Линии судьбы", он на месяц отправил в деревню: учиться доить коров, косить сено и сечь хряпу для свиней. Часть актерского состава "сыгралась" еще до фильма: кроме Сурковой, в "Линии судьбы" снимались Гармаш и Хабенский. Ударной силой картины стал украинский мастер Богдан Ступка. Актер, которого уже успели превознести за роль генерала в "Водителе для Веры" Павла Чухрая, в "Своих" играет роль неизмеримо более сложную, и делает это куда как тоньше. Его староста – стержень фильма, камертон, по которому отстраиваются другие герои. Совершенно заслуженно именно Ступке достался приз за исполнение главной мужской роли Московского кинофестиваля.

При таком "упоре" на актеров, несмотря на глубину и сложность решения фильма, чисто драматургически его концовка оказывается "выпавшей". Не хватало кульминации, и ее сделали искусственно-надрывной. Для общего равновесия конструкции в финале в меньшем масштабе повторяется шок первых минут фильма и на другом полюсе отыгрывается тезис о неоднозначности героев и необязательности для деревенского старосты быть предателем, а для советского офицера – героем. И все же, финал не может поколебать то, что уже сделал фильм, – до основания потряс миф о советском человеке на войне.

В кинотеатрах с 11 ноября

Выбор читателей