Судьба страны окажется во власти бездушных машин

Демократическая общественность призывает бить в набат: подсчет голосов при помощи электроники грозит перерасти в масштабные фальсификации выборов всех уровней, потому что сканеры можно перепрограммировать




На 5 декабря в Москве назначены довыборы в Государственную думу. Причина тривиальна: депутат Александр Жуков ушел в правительство РФ, место народного избранника по Преображенскому избирательному округу (№199) осталось вакантным. На него претендуют 14 кандидатов, в том числе известный экономист Михаил Делягин и политик Сергей Митрохин. В целом, данное событие явно нельзя отнести к сфере общефедеральных интересов, если бы не одно но.

ЦИК РФ 7 октября 2004 г. принял постановление о том, что впервые в России эти выборы пройдут с использованием технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), иначе говоря – сканеров. Отдельные образцово-показательные избирательные участки уже имели возможность испытать это достижение технической мысли, но в Преображенском округе они будут установлены на всех (около 180) пунктах голосования.

Некоторые кандидаты в депутаты решили обратиться в ЦИК с просьбой внести в законодательство поправку, которая позволила бы провести 10%-й контрольный ручной подсчет голосов. По их мнению, это мероприятие могло бы гарантировать выявление ошибок или фальсификаций. Но члены Центризбиркома единогласно отвергли эту поправку, чем вызвали еще большее недоверие кандидатов и наблюдателей. По мнению технических специалистов, сомнений в надежности КОИБ нет. Они прошли неоднократные проверки, и сбоев до сих пор зафиксировано не было. Проблема в другом. Микросхема, осуществляющая подсчет голосов, является устройством, работающим под управлением программы, которую можно изменить в считаные мгновения. А современные технические средства коммуникаций позволяют осуществлять перепрограммирование незаметно для глаза человека. Во всяком случае, так считает Андрей Бузин, председатель Межрегионального объединения избирателей.

Центризбирком РФ 16 ноября 2004 г. принял инструкцию, которая регламентирует использование КОИБ на всей территории России. А, следовательно, выборы 2007-2008 гг. могут положить начало масштабным фальсификациям по всей стране. Коалиция "За право выбора" выразила серьезную обеспокоенность происходящим. Лилия Шибанова, исполнительный директор ассоциации "Голос", считает, что ЦИК делает это сознательно и что это ведомство решило переходить от традиционных видов фальсификации к автоматизированным. Иначе она не может объяснить отказ избиркома от ручного пересчета голосов. Не секрет, что искажение результатов волеизъявления у нас не редкость. Но если раньше это было возможно лишь при непосредственном участии исполнителей, вбрасывающих бюллетени или портящих эти документы, то теперь становится возможным системный подход.

Георгий Сатаров, бывший советник президента Бориса Ельцина, а ныне глава фонда ИНДЕМ, говорит: "Еще в бытность мою в Кремле нам показывали первые экземпляры этих сканеров. Тогда решили, что их внедрение должно идти постепенно, с параллельным ручным подсчетом голосов. А теперь мы имеем основания не доверять, зная, что происходит. Отказ комиссии от ручной проверки – свидетельство того, что нас собираются отстранить от контроля. Власть проводит эксперименты не только над приборами, но и над обществом. Кроме вульгарного вбрасывания бюллетеней, снятия неугодных кандидатов через суды, она пытается обеспечить дополнительный запас прочности перед выборами 2007-2008 годов".

Нет сомнений, электроника намного надежнее и безотказнее человека. Вероятно, применение сканеров значительно упростит работу избирательных комиссий. Однако к опасениям специалистов имеет смысл внимательно прислушаться. Электроника управятся людьми. А люди у нас бывают разные.

"Yтро" попросило Георгия Сатарова дать небольшой комментарий относительно ситуации в Преображенском избирательном округе.

"Yтро": Георгий Александрович, насколько после последних думских выборов девальвировался мандат депутата?

Георгий Сатаров: На мой взгляд, фантастически девальвировался. Можно сказать, что по сути разделения властей сегодня нет, самостоятельности законодательной ветви власти нет. Есть, если угодно, денежное выражение этих процессов. Лоббистские деньги теперь Думу обтекают, они идут совсем в другие места. Рынок лоббистских услуг там начинает чахнуть по понятным причинам: не они принимают решения, за них принимают другие, какой смысл им платить?

"Y": Почему же тогда такой интерес к довыборам по этому округу? Очевидно, что никаких реальных дел в законотворчестве совершить не удастся. Тем не менее известные всей стране люди тратят время, силы и деньги, чтобы получить столь невесомый мандат?

Г.С.: Ну, скажем, Михаил Делягин. Понятно, что он идет с перспективой работы в уже существующей фракции. А если говорить о Сергее Митрохине, очевидно, что любая партия, в том числе партия проигравшая, в данном случае "Яблоко", хочет иметь своего представителя в Госдуме. Бороться за голоса избирателей все равно нужно. Партия должна работать. Она должна выдвигаться где угодно и когда угодно, только тогда она может существовать, и это нормально. Даже несмотря на нынешнее положение Думы.

Выбор читателей