Путин устроил сенсацию в обстановке секретности

Президент встретился в пансионате "Лесные дали" с членами фракции "Единая Россия". Там-то, возможно, и случилась главная сенсация. Общение шло в закрытом режиме, и глава государства не стеснялся в выражениях и оценках




Первоначально вчерашняя встреча членов думской фракции "Единая Россия" с президентом Владимиром Путиным должна была стать главной темой дня. Однако этого не случилось. Как известно, накануне вечером Путин дал интервью трем общенациональным каналам, в котором озвучил ряд важных тезисов о задачах и методах нынешней реформы власти. Yтром, когда депутаты только собирались в подмосковный пансионат "Лесные дали" на встречу с президентом, об этом интервью еще не было известно. Но как только заявления Путина появились на лентах новостей, именно они, а не встреча с единороссами, стали темой для комментариев.

Между тем настоящая сенсация, возможно, произошла именно в "Лесных далях". Последний раз президент встречался со столь представительной аудиторией единороссов год назад – в канун парламентских выборов. Тогда он прибыл на съезд партии и поблагодарил "медведей" за работу в Думе прошлого созыва. На сей раз Путин выразил благодарность более чем трем сотням единороссов за их работу в последние 10 месяцев в Думе нынешнего созыва. Его слова о "слаженной работе фракции", о роли партии как "одной из самых серьезных политических сил в российском обществе", о важности законов, которые уже приняты или готовятся к рассмотрению, были произнесены так, что все расценили их как дежурные (на съезде в прошлом году после практически таких же пассажей президента зал разразился овациями). Было ясно, что Путин встречается с фракцией не затем, чтобы петь ей дифирамбы. Отчасти это подтвердил и тот факт, что сразу же после вступительного слова прессу попросили удалиться: оставшиеся 2,5 часа общение президента и его фракции продолжалось в закрытом режиме.

Но еще до этого Путин дал понять, какого рода проблемы стоят перед единороссами. В течение пяти минут он несколько раз употребил слово "оперативность", касаясь вопроса рассмотрения и принятия актуальных законопроектов, предложенных Думе Кремлем и Белым домом. Путин не считает, что фракция с этой точки зрения работает так, как должна. Другой вопрос – тактический: начать работу по умиротворению депутатов-одномандатников, которые, согласно готовящейся реформе избирательной системы, теряют все шансы попасть в Думу следующего созыва. В сегодняшней фракции таких депутатов множество, и администрация президента серьезно опасается, что, загнанные в угол, они начнут саботировать спущенные сверху законопроекты. По словам Путина, "эти люди при переходе на новую систему должны понимать, что партия думает об их будущем. Они должны рассчитывать на то, что инициаторы новых идей оценят их позицию. И стесняться тут нечего".

Когда журналисты покидали зал, спикер Госдумы и лидер "Единой России" Борис Грызлов как раз предъявлял претензии правительству за неэффективную работу над уже принятыми законами. Как стало известно позже, речь прежде всего шла о реализации закона об отмене социальных льгот. Единороссы, которых людям из администрации пришлось этим летом долго уговаривать поддержать непопулярный закон о "монетизации льгот", готовятся к падению рейтинга партии на местах сразу же после 1 января 2005 г., когда новый закон заработает. Сегодня у депутатов нет уверенности в том, что правительство сможет выполнить взятые на себя обязательства в отношении компенсационных выплат, а тогда уже они, партийцы-"единороссы", окажутся крайними. В последний момент выяснилось, что кабинету Фрадкова так и не удалось даже составить внятный список всех категорий льготников или подсчитать их число: и это за месяц до нового года! Впрочем, правительство, в свою очередь, обвиняет депутатов в непрофессионализме. Путин заявил, что многие думские законодательные инициативы после юридической экспертизы получают в Белом доме отрицательный отзыв. Что касается отмены льгот, то президент по-прежнему уверен – выбранный курс правильный. "Существовавшая в России система льгот являлась надувательством и реально не работала", – заявил он.

Вообще Путин в выражениях и оценках не стеснялся. На все 12 вопросов, которые ему были заданы с мест, он отвечал, по мнению одного из наших собеседников, весьма жестко. В частности, в одном случае заявил, что спецслужбам "нечего делать" в экономическом секторе, "а то они только крышеванием занимаются". В другом случае, отвечая на вопрос о судьбе главы РФС Колоскова (прозвучал и такой), Путин заявил, что тот "в новых условиях не справляется с работой" и что вообще в спортивных федерациях России работает "непонятно кто".

Однако главным пассажем президента стал его призыв к партии определиться наконец со своей идеологией. "Либо вы консерваторы и отстаиваете консервативную платформу, либо либералы. Нужна четкая политическая и идеологическая платформы", – заявил Путин. Он же и пояснил: "По тому, как работает фракция в парламенте, может появиться не одна, а несколько платформ. Работа над этим вопросом должна начаться в ближайшее время, как бы тяжело это ни было".

Насчет "ближайшего времени" президент знает, о чем говорит: через неделю у "Единой России" пройдет съезд, который грозит стать судьбоносным. Судя по противоречивым сообщениям в прессе, на нем может случиться что угодно: от изменение партийной структуры до образования двух партий, от отставки нынешних руководителей до перевода их в ранг высших государственных деятелей. Говоря о возможных "платформах", Путин, по сути, признал не только факт идеологического размежевания в крайне неоднородной среде единороссов, но и призвал оформить его организационно. Скорее всего, речь идет именно о внутрипартийном, а не внутрифракционном размежевании – до конца срока нынешней Думы Кремлю нужна единая фракция, обладающая парламентским большинством. А после 2007 г. эксперимент с партстроительством "сверху" можно будет продолжить.

Выбор читателей