В дитя Путина не могут вдохнуть жизнь

Создание Общественной палаты остается одной из самых туманных и непонятных инициатив администрации президента. Взаимодействие государства и общества всегда было ахиллесовой пятой российских властей




Пока Владимир Путин распекает "Единую Россию" за отсутствие оперативности в принятии необходимых законов, в том числе и "Закона об Общественной палате", на местах пытаются нащупать формы взаимодействия между властью и общественными организациями. Предполагается, что помимо федеральной Общественной палаты будут созданы аналогичные органы на всех уровнях власти, от федеральных округов до сельсоветов. Как будет функционировать вновь созданная структура, каковы будут ее полномочия, кто войдет в ее состав – для многих наблюдателей до сих пор остается загадкой. Участники организованного на днях "круглого стола" – представители московских общественных организаций, центральной и столичной власти – попытались внести ясность в эту ситуацию.

Начали за упокой. Председательствующий Александр Чистяков сообщил собравшимся, что главная цель – не допустить, чтобы создаваемая палата "оказалась мертворожденной". Опасения, что события будут развиваться именно в таком ключе, уже звучали неоднократно.

Присутствовавший на мероприятии заместитель полпреда президента в Центральном федеральном округе Антон Федоров изложил свое видение проблемы. По его мнению, новый орган необходим для того, чтобы преодолеть страх граждан перед государством. Корни неудач, считает Федоров, в неумении власти сотрудничать с людьми. В Центральном федеральном округе на сегодняшний день зарегистрировано около 110 тыс. общественных организаций, но органы власти работают лишь с 5% из них. "Стратегическая задача – верховенство закона – не может быть решена без гражданского общества, без активных общественных структур", – констатировал чиновник. По его словам, именно Общественная палата должна снизить противоречия между обществом и государством. Однако каким образом это будет достигнуто, осталось тайной.

Президент Международного женского центра "Будущее женщины" Александра Очирова считает, что Общественная палата может стать органом для формирования общенациональных программ. По мнению Очировой, новая структура должна обладать достаточно широкими полномочиями, в том числе правом вето в вопросах национальной безопасности, национальных реформ, войны и мира. Закрытость механизмов принятия решений – вот главное препятствие для функционирования создаваемой палаты, полагает Очирова.

Директор НИИ социологии Сергей Рогачев отметил, что на сегодняшний день существует три типа взаимодействия общественных организаций и власти: патернализм, когда общественная организация просит у власти денег на свою деятельность, противостояние и социальное партнерство, при котором власти и гражданское общество дополняют друг друга. При этом, уверен Рогачев, усиление позиций гражданского общества вовсе не ослабляет позиций государства.

Тем не менее, собравшиеся так и не ответили на ключевые вопросы: вопросы способа формирования палаты, механизма влияния на исполнительную и законодательную власть и широты полномочий палаты остаются маловразумительными. Впрочем, и сам президент, похоже, пока не знает ответов. "Общественная палата может стать тем местом, где будут рождаться новые идеи, связанные с общегосударственной жизнью, а также широко обсуждаться планируемые шаги власти, будет даваться и экспертная оценка ее действиям", – сказал Владимир Путин на встрече с депутатами фракции "Единая Россия". Более обтекаемую формулировку сложно придумать.

Заместитель полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Антон Федоров также не стал вдаваться в детали. "Власть нуждается в консолидированной мудрости общества, – заявил чиновник "Yтру." – Ничего мудрее народа быть не может". После чего скрылся за дверями VIP-комнаты, чем в очередной раз блестяще продемонстрировал готовность властей к диалогу с гражданским обществом.

Прокомментировать дискуссию "Yтру" согласился директор НИИ Социальных исследований профессор Сергей Рогачев.

"Yтро": Сергей Владимирович, создание Общественной палаты – это попытка выпустить пар, или власти действительно намерены вести диалог с общественными объединениями?

Сергей Рогачев: И тот, и другой вариант имеет право на существование. Все зависит от того, как будет она построена, сформирована, какие функции будет выполнять. Мои ощущения пока не позволяют сделать какого-то однозначного вывода. Хотя не нужно противопоставлять эти две вещи: нужно, чтобы люди выражали свое мнение, это тоже ведь выпускание пара, и в то же время, власти должны это слышать. Общественная палата – это выражение каких-то корпоративных интересов. Их нужно согласовывать, тогда в обществе будет консенсус. Хорошо, что в обсуждении этого вопроса принимают участие представители властей. Идет дискуссия, ищем формы решения этого вопроса.

"Y": В концепции закона сказано, что палата занимается экспертизой законопроектов. А уже действующие законы, затрагивающие базовые ценности, могут быть подвергнуты экспертизе?

С.Р.: Думаю, да. Я лично считаю, что многие законы имеет смысл подвергнуть экспертизе и пересмотреть на предмет соответствия задачам общества.

"Y": Как палата может реально влиять на исполнительную власть, каковы возможности этой структуры? Прозвучало мнение о том, что по важнейшим вопросам палата должна иметь право вето на решения парламента...

С.Р.: Я думаю, что законодатель не даст палате такого права. Парламент – тоже "представитель общества", его легитимно выбирали. А над механизмом влияния Общественной палаты еще нужно работать. Она должна выражать мнение граждан, аккумулировать общественное мнение. Но при том, что эти воззрения не обязательно должны иметь силу закона, с ним нужно будет считаться.

"Y": Типичная московская проблема: на месте детской площадки разворачивается строительство дома или гаража. Жители протестуют, выставляют пикеты – т.е. граждане объединяются, чтобы защитить свои права. Как им может помочь региональная Общественная палата?

С.Р.: Это центральный вопрос. Дом или гараж тоже строится при заинтересованности каких-то граждан или групп граждан. И возникает конфликт интересов. И Общественная палата, в данном случае городская, должна выразить свое отношение к этому конфликту. Она должна стать буфером между населением и отдельными корпоративными интересами.

Выбор читателей