Правительственные финансисты погорели на мясе

Колоссальный приток доходов от сырьевого экспорта так и не принес оздоровления российской экономике, наоборот, загнав ее в жесткие рамки, более напоминающие капкан




Как и следовало ожидать, на прошедшей неделе правительству пришлось признать то, чего признавать крайне не хотелось: по итогам 2004 г. инфляция, скорее всего, выйдет за пределы прогнозного уровня. Об этом в четверг на заседании правительства заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин. "Это неприятные последствия тех ошибок, которые мы допустили в рамках нашей политики", – заявил министр, как бы невзначай кивнув на то, что, мол, если рост цен на рынке зерна и топлива был, в целом, спланирован, то повышение цен на мясо дало 1,2% дополнительной инфляции. По словам главного финансиста страны, "отступление от политики либерализации сказывается на каждом предприятии и каждом потребителе".

Возможно, будучи оптимистом – а может, просто опасаясь недовольства со стороны высшего руководства страны, – Кудрин поспешил высказать предположение о том, что снижение к концу 2004 г. базовой инфляции (базовая инфляция – это инфляция без учета влияния изменения цен на товары, регулируемых государством, и цен, подверженных сезонным колебаниям) позволит в 2005 г. не выпустить инфляцию за уровень в 8,5%. В 2004 г., по мнению А.Кудрина, правительству удалось создать предпосылки для снижения базовой инфляции к концу года. "Посмотрим, как получится, но это уже положительная тенденция", – сказал он.

Что же касается реальной картины сегодняшнего дня, то о том, что инфляция превысит запланированные 10%, еще во вторник заявил первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев. По мнению представителя Центробанка, просчет с инфляцией вызван не какими-либо фундаментальными факторами, а факторами локальными и краткосрочными, к каковым относятся все те же бензин, зерно и мясо.

Заметим, что еще задолго до Кудрина и Улюкаева о том, что уровень инфляции в этом году составит 11% заявлял другой, менее известный среди широких масс экономист – директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ РФ Андрей Клепач.

По словам Кудрина, выставленные ориентиры по снижению инфляции к 2008 г. до 3-4% являются "необходимейшими", но при этом само снижение и сдерживание укрепления рубля не может проходить одновременно с использованием средств Стабфонда. "Это неприятное последствие, которое мы допустили в рамках нашей политики. Одновременное удержание предельного укрепления рубля, сдерживание инфляции и использование Стабилизационного фонда представляют собой нелепицу", – признал глава Минфина. Тем самым Кудрин озвучил основную проблему, с которой в наступающем году предстоит столкнуться финансовым властям. Суть ее сводится к нелегкому выбору из трех зол (инфляция, укрепление рубля, расходование средств Стабфонда)

По сути и духу последних высказываний государственных финансистов выбор, конечно же, падет на инфляцию, борьба с которой (по понятным причинам) станет основным приоритетом финансовой политики. Все это ставит под вопрос две другие позиции: что делать с укреплением рубля и как расходовать средства Стабфонда?

Что касается курса рубля, то в сложившейся ситуации судьбу его можно считать решенной. На ближайшее время правительство и ЦБ не ставят в число приоритетов задачу ослабления национальной валюты. Основой курсовой политики становится лишь недопущение чрезмерного укрепления рубля. Это означает, что эффективный курс рубля будет укрепляться и дальше, хотя и не стихийно, а под наблюдением Центробанка, наметившего 4-6% как пределы этого самого укрепления. Удастся ему удерживать данные рамки или нет – не ясно. Ясно лишь то, что в случае обострения извечной дилеммы: удерживать от падения доллар (вбрасывая на рынок все новые объемы рублей) или "держать" инфляцию – предпочтение будет отдано последнему. Поэтому, учитывая сегодняшнюю ситуацию на рынке рубль/доллар, о том, сколько в следующем году может стоить американская валюта, можно только догадываться.

Что касается использования Стабилизационного фонда, здесь также возникает масса вопросов, сводящихся, опять же, к инфляции. Одним из вариантов расходования средств Стабфонда рассматривается возможность финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда. По мнению большинства экспертов, это худший вариант использования резервных средств. Учитывая нынешнее состояние пенсионной реформы, совершенно не ясно, когда доходов Пенсионного фонда будет достаточно для покрытия расходов по выплате пенсий. В любом случае, речь идет не о годе-двух, а о куда более длительных сроках. Это означает, что финансирование Пенсионного фонда за счет средств Стабфонда примет, скорей всего, не временный, а постоянный характер, что недопустимо. Другим возможным вариантом расходов средств Стабилизационного фонда может стать финансирование перспективных экономических проектов или иных расходов.

Однако в том и в другом случае непроцентное расходование средств Стабфонда становится значимым инфляционным фактором. Вброшенные в экономику деньги, будь то кредиты или пенсионные выплаты, неизбежно спровоцируют очередной виток инфляции.

Стоит заметить, что именно из-за опасения разрастания инфляции в ряде государств, где наличествуют стабилизационные фонды, расходование их средств внутри страны строго запрещено. В связи с этим единственной наиболее безопасной областью использования денег российского Стабфонда остаются платежи по внешнему долгу. В этом случае средства покидают страну, не оказывая инфляционного эффекта, но снижая при этом бремя внешнего долга.

Подводя итог, можно предположить, что положение российского финансового руководства в наступающем году может оказаться очень незавидным. Колоссальный приток доходов от сырьевого экспорта, с которым связывались самые радужные надежды, так и не принес оздоровления экономике – а наоборот, загнал ее в жесткие рамки, все больше напоминающие капкан.

Выбор читателей