Буш положил весь мир к ногам "офисной жены"

Дуэт Буша-младшего и Кондолизы Райс сложился задолго до того, как техасский губернатор обосновался в Белом доме. С тех пор они стали неразлучны – в самом возвышенном понимании этого слова


Фото AP



Команду Буша покидает последний "голубь" – госсекретарь Колин Пауэлл. Остаются одни "ястребы". По собственному признанию Пауэлла, решение о том, что ему пора, они приняли вместе с президентом Бушем. Однако неожиданностью это не стало: то, что Пауэллу "пора", было заметно невооруженным глазом. Он выглядел одиноким диссидентом: его позиции давно были крайне слабыми, к его мнению практически не прислушивались, и он вынужден был мириться с агрессивной политикой Белого дома, хотя сам и не разделял взглядов президента. Вскоре Госдеп возглавит совершенно другой человек – "вторая половина" Буша, советник по национальной безопасности Кондолиза Райс.

Чтобы лучше понять суть перемен в руководстве американского МИДа, следует сказать несколько слов о его новой руководительнице. Кондолиза Райс – своего рода воплощение американской мечты. Мечты темнокожего населения США. Простая девушка родом из Титусвилля – небогатого пригорода Бирмингема (шт. Алабама) займет кресло, в котором в свое время восседали Томас Джефферсон и Генри Киссинджер... Она всегда отличалась выдающимися способностями: в 15 лет поступила в колледж, а в 26 получила степень доктора философии в области международных отношений. Затем была профессором и даже проректором Стэндфордского университета. Любовь к политологии ей привил чешский эмигрант Йозеф Корбел. Это удивительной судьбы человек, ведь ему (вот уж неисповедимы пути Господни!) суждено было воспитать аж двух женщин-руководителей госдепартамента США: свою дочь Мадлен Олбрайт и Кондолизу Райс. Впоследствии Кондолиза стала специалистом по СССР, что и привело ее в Белый дом, где она работала с Бушем-старшим и даже участвовала в переговорах с советскими маршалами.

Однако ее звездный час был впереди. Его предопределил Буш-старший, рекомендовав толковую и скромную сотрудницу своему сыну в "политические няньки", когда тот входил в большую политику. Тогда и сложился дуэт Буша-младшего и Кондолизы Райс – задолго до того, как техасский губернатор обосновался в Белом доме. С тех пор они стали неразлучны... Есть в психологии такое понятие – "офисный брак". Это тесное сотрудничество мужчины и женщины, не имеющее никакого сексуального подтекста и не отягощенное соперничеством. Просто хорошая дружба и взаимное дополнение в рамках "офиса". В случае Буша и Райс "офисные" отношения включают в себя и частое пребывание Кондолизы на ранчо в Кроуфорде, долгие вечерние беседы с президентом, хорошие отношения с Лорой Буш. Короче, полная идиллия, если не считать того факта, что собственной семьей новая глава Госдепа так и не обзавелась... Похоже, что работа на благо Отечества занимает всю жизнь Кондолизы.

И вот на 50-летие своей "офисной жены" президент Буш сделал ей королевский подарок – рекомендовал ее на должность Госсекретаря. Впрочем, это подарок он сделал не только ей, но и себе: отныне во главе внешнеполитического ведомства страны у него будет на 100% лояльный ему человек, к тому же единомышленник. Ведь именно Кондолизу Райс считают чуть ли не главным идеологом "мировой войны" против терроризма, которая составляет доминанту внешней политики США при Буше-младшем. Причем, меняя должность советника по национальной безопасности на кресло госсекретаря, "Кондолиза Райс из просто доверенного лица превращается в одного из ключевых игроков", пишет британская Times, и в отсутствие видимой конкуренции "быстро станет лицом и голосом американской внешней политики". Ей предстоит сделать немало перестановок в Госдепартаменте, и главное – поднять международный имидж всей администрации Буша, серьезно пострадавший от иракской войны. И, по мнению лондонских обозревателей, Райс способна это сделать.

Какими же будут новые "лицо и голос" американской внешней политики? Большинство экспертов склоняются к мнению, что более жесткими и прямолинейными, но в то же время сдержанными. "Накажите Францию, игнорируйте Германию и простите Россию", – эта знаменитая рекомендация Райс, данная ею своим помощникам весной 2003 г. (когда эти три страны осудили начатую США войну в Ираке), утвердила за ней репутацию "ястреба". "Конди Райс – женщина с характером", – заметил министр иностранных дел Франции Мишель Барнье. "Президент Буш назначил Кондолизу Райс на пост госсекретаря не только потому, что он может полностью положиться на ее лояльность, – пишет швейцарская Bund. – Принимая решение, Буш учитывал то, что американский народ дал ему мандат на проведение жесткой внешнеполитической линии". Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев отмечает, что, в отличие от других людей из окружения президента Буша, Кондолиза Райс "бывает слишком уверенна в себе, со слишком большим апломбом выносит свои суждения", в том числе о России.

Конечно, все познается в сравнении. И Кондолиза Райс в команде Буша является отнюдь не самым грозным "ястребом". Во время первого срока Буша ей не раз приходилось конфликтовать с Чейни и Рамсфелдом – на их фоне и она казалась "голубем". Теперь, как полагает главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, все зависит от того, сохранится ли Рамсфелд в должности шефа Пентагона. Если да, то Кондолизе все равно достанется роль "доброго следователя" в администрации США.

Но важно отметить другой момент: назначение Райс идейно сближает Белый дом с Госдепом. А это настораживает. Ведь "по американской традиции Госдепартамент отчасти оппонирует Белому дому и предлагает альтернативные варианты решения внешнеполитических проблем, – говорит директор российских программ Вашингтонского центра оборонной информации Николай Злобин. – Мы видели это в первый период президентства Буша, когда Госдеп под руководством Колина Пауэлла предлагал совершенно другие варианты, другое видение внешнеполитической линии Америки". Отныне же "Белый дом и Госдепартамент будут разговаривать на одном языке". Конечно, это хорошо для внешней политики США, но с точки зрения всего остального мира – это просто опасно! "Мы можем предположить снижение интеллектуального уровня внешней политики США, – продолжает Николай Злобин, – потому что другим точкам зрения будет очень трудно пробиться в команду Буш – Райс. Я думаю, в этом смысле американская внешняя политика может стать более прямолинейной. Более единой, но в черно-белом варианте".

"Теперь во главе государственного департамента будет сидеть не соперник, а партнер президента, ибо Райс разделяет взгляды своего шефа – комментирует происходящее европейская пресса (Pforzheimer Zeitung). – Оба воспитаны в христианских традициях, оба считают бомбы подходящим средством борьбы с терроризмом и оба убеждены в моральном, экономическом и военном превосходстве мировой державы – Америки. Оба они образуют тандем, который в предстоящие годы будет еще более последовательно, чем до сих пор, проводить политику единоличных действий США без уважительного отношения к ООН и без оглядки на обозленных европейцев"...

Итак, эксперты ожидают от второго срока президентства Буша все той же "ястребиной" внешней политики, но в более сдержанном варианте: в мягкой и презентабельной "упаковке". "Я абсолютно уверен, что внешняя политика США будет более сдержанной, и ситуации типа иракской не будут повторены, – говорит Сергей Ознобищев. – На это нет ни материальных средств, ни морального запаса". И, тем не менее, очевидно, что начнется настоящая осада Северной Кореи, возможно также серьезное столкновение с Ираном, а Ариэль Шарон будет пользоваться более последовательной поддержкой США в его "диалоге" с Палестинской автономией. Французская Liberation отметила как-то, что голос Кондолизы Райс "становится железным", когда она говорит о палестинцах.

Российско-американским отношениям новое назначение Кондолизы не сулит ничего хорошего. Ведь она – специалист по России и даже владеет русским языком. "Скрупулезное, очень глубокое знание Кондолизой Райс России означает для нас определенный минус", – полагает Сергей Ознобищев. В ее лице мы получим противника, хорошо знающего нас и все наши слабости. "В отличие от Пауэлла, Райс знает Россию "изнутри", – считает Евгений Волк, руководитель московского офиса исследовательской организации Heritage Foundation. – У нее нет иллюзий в отношении того, что происходит в России, поэтому вероятно ужесточение политики США на российском направлении". Причем, как отмечает Николай Злобин, отныне "ей придется конфронтировать с Москвой гораздо более серьезно, нежели она это делала, будучи советником по национальной безопасности, где ее интересовала в первую очередь роль Москвы как союзника в борьбе с терроризмом".

То есть, нам следует ожидать усиления критики со стороны США. Они, возможно, даже превзойдут в этом деле Европу. Конечно, Джордж Буш дорожит своими хорошими отношениями с Владимиром Путиным, но это не помешало ему на недавнем саммите АТЭС в Чили довольно сильно "наехать" на российского президента в связи с чрезмерной, по мнению Вашингтона, централизацией власти в РФ. А то ли еще будет, когда Госдепартамент возглавит известная "Скандализа"!..

Впрочем, все сказанное о новой внешней политике США пока относится к будущему времени: кандидатура Райс еще не утверждена Конгрессом, и пока Госдеп возглавляет все тот же Пауэлл. Бывший сенатор-демократ Дон Ригл отмечает в этой связи: "Если кандидатура, предложенная президентом, будет одобрена Конгрессом, ей придется самоутверждаться в международных дипломатических кругах, а в самом Госдепартаменте доказывать, что она способна быть не только политологом и советником, но и менеджером, управляющим огромным штатом министерства иностранных дел. Это будет нелегко после Колина Пауэлла". Но, похоже, это неизбежно, поскольку на Конди Райс республиканцы делают очень большую ставку.

Речь идет, ни много ни мало, о президентских выборах 2008 года. Если у демократов кандидатура, по всей видимости, уже определилась – это супруга Билла Клинтона сенатор Хиллари Клинтон, – то вот у республиканцев с этим проблемы. Весьма популярный сейчас "голубиный ястреб" Колин Пауэлл – пожилой человек и, похоже, не имеющий больших политических амбиций. Он не раз заявлял, что очень устал от политики и хочет провести оставшиеся годы в кругу семьи. Другие варианты: бывший мэр Нью-Йорка Джулиани, сенатор МакКейн, наконец, губернатор Калифорнии Шварценеггер (который хочет "пробить" конституционное право баллотироваться в президенты для рожденных не в США). Но у них у всех та же "идеологическая проблема", что и у Пауэлла – они недостаточно консервативны, а местами вообще неотличимы от демократов. Это значит, что на выборах им придется сражаться на чужом поле, да и "ястребиный" республиканский электорат не поймет...

И вот тут-то на сцене появляется Кондолиза Райс – талантливый, целеустремленный и по-республикански жесткий политик. К тому же, ее кандидатура наверняка будет поддержана действующим президентом, что немаловажно в американском политическом процессе. Таким образом, через четыре года (если доживем) мы можем стать свидетелями неслыханного в истории США: схваткой двух женщин за президентское кресло!

Выбор читателей