Реформа: никто ничего не одержал

Нынешний вариант политреформы в тактическом плане полезен для всех политических игроков, но вскоре может быть оспорен любым из них. У каждого могут быть на то свои причины




Украина движется на всех парах к новому типу государства: изменения, внесенные в Основной закон, фактически превращают страну из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику. Документ расширяет полномочия Верховной рады, которая получает право формировать правительство. При этом премьер-министра, министров обороны, иностранных дел она будет назначать по представлению президента, других членов - в соответствии с предложением премьера. Увеличивается и срок полномочий парламента, теперь он будет избираться не каждые четыре года, а раз в пять лет.

Однако не все так просто, поскольку дотошные журналисты обнаружили, что уже утвержденный депутатами и торжественно подписанный президентом проект политреформы может быть поставлен под сомнение и впоследствии отменен.

"Независимая газета" отмечает, что все политические игроки первого дивизиона – Ющенко, Янукович и Кучма – прекрасно отдают себе отчет в том, что эти документы не окончательны. Нынешний вариант политреформы, пишет "НГ", не устраивает никого из них стратегически, но в тактическом плане он полезен для всех. Команда Януковича подстраховывается на случай, если повторным голосованием в президенты изберут Ющенко. Однако в случае победы своего патрона они смогут аннулировать эту реформу.

Окружение Ющенко считает, что ограничение власти президента лишь перераспределяет власть между своими, поскольку надеются, в случае победы своего кандидата, сформировать в Раде большинство под Тимошенко. Утвержденный проект политреформы оставляет окружению Кучмы, считает "НГ", возможность торговаться по поводу окончательного утверждения или отмены этого документа.

И все бы ничего, но газета приводит слова одного из юристов Верховной рады: "Может, революционная целесообразность оправдывает нарушение парламентского регламента. Но в нормальной жизни во время внеочередной сессии парламента (которая работает сейчас) можно принимать любые законы и поправки к ним, кроме изменений в Конституцию. То есть проголосованные в пакете поправки к закону о выборах легитимны, а законопроект о конституционной реформе – не вполне".

Кроме того, ст. 155 Конституции Украины указывает, что законопроект о внесении изменений в Основной закон в обязательном порядке предварительно утверждается конституционным большинством парламента (что и произошло) и считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной рады он будет подтвержден голосованием большинства. Есть еще один интересный момент: в промежуток времени между двумя голосованиями можно вносить поправки в законопроект об изменениях в Конституцию. Даже если будет незначительная поправка, утвержденная большинством депутатов, утверждение всего законопроекта начнется сначала. Таким образом, считают специалисты-законники, парламент может сколь угодно долго оттягивать принятие изменений в Конституцию страны.

Наблюдатели и политологи уже пристально вглядываются в будущее, ищут подводные камни принятой реформы и, само собой, находят. Например, директор киевского филиала московского Института национальной стратегии Кость Бондаренко считает, что победный митинг на Майдане – лишь дань традиции. У него, считает политолог, даже пирровой победы нет: "Будущее парламентское большинство будет сформировано не под него, а под председателя Рады Владимира Литвина. Он сумел выдержать нейтралитет, и теперь все те, кто боится Ющенко (окружение Кучмы и Януковича), сгруппируются вокруг Литвина".

Чем это грозит в будущем? Правильно, жестким и бескомпромиссным противостоянием президента и парламента, что уже неоднократно бывало в истории и заканчивалось по всякому, от вялотекущих политических кризисов до танков, бьющих прямой наводкой.

Выбор читателей