Буш в обезьянах - новое слово в искусстве

Провинциальные художники, герои Ильфа и Петрова, пытались покорить современников и писали овсом, гайками и прочей бытовой ерундой. А вот американец написал портрет Буша обезьянами, за что и поплатился




Со скандалом закрылась раньше времени выставка произведений молодых художников в нью-йоркском торговом комплексе Chelsea Market, Всего три дня любители авангарда и разных молодежных выкрутасов с претензией на снизошедшее Откровение смогли наслаждаться этой выставкой, которая была запланирована аж до конца января. Гнев менеджеров торгового комплекса вызвал портрет президента Соединенных Штатов Джорджа Буша.

Вообще-то, портреты американских президентов – тема выигрышная до невозможности: можно не любить Америку и презрительно относиться к ее потугам на культуру, но при этом любить зеленоватые физиономии ее прошлых лидеров на американских банкнотах. Буш-младший пока не претендует в Пантеон валютных президентов, хотя и на втором сроке уже. Руководство Chelsea Market взбесил обыкновенный портрет. Впрочем, обыкновенный он, только если смотреть на него метров с десяти или чуть ближе.

Но стоило менеджеру торговой точки максимально приблизиться к произведению молодого 23-летнего художника Криса Савидо, как торгового работника чуть натуральный карачун не хватил. Возмущался клерк долго, топал ли ногами и брызгал ли слюной – про это в сообщениях информагентств не говорится. Сказано: "возмущению не было предела". А все дело в том, что портрет, который издали вполне ласкал зрение моложавостью и волевым выражением лица капитана Америки, при ближайшем рассмотрении оказался составленным из изображений пробирающихся вплавь по болоту обезьян. Помнится, у Ильфа и Петрова некоторые авангардисты писали овсом, гайками, еще какой-то дрянью. Но обезьянами писать президента Америки никто не догадался.

Вместо того, чтобы оценить творческую находку молодого Савидо и порадоваться по поводу того, что растет смена Уорхоллу и прочим престарелым любителям эпатажа, клерк вынес жестокое решение, которое обжалованию не подлежало: шоу закончено. В общем, как у нас бы сказали, "выметайтесь со своей мазней, и чтобы духу вашего…" Эдакая коллективная ответственность: из за одного обезьянного Буша пострадали еще 60 картин, большинство из которых вполне аполитичны и представляли собой образчики т.н. "чистого искусства".

Автор оскандалившейся работы как будто даже рад такому исходу событий, поскольку скандал зачастую равен славе и известности. К тому же теперь у художника есть полное право кричать на весь Нью-Йорк о том, что в Америке процветает цензура. Вопиющий факт цензуры – именно так и расценил Савидо принудительное закрытие выставки. "Свобода слова - основополагающее право американца. То, что подобное могло произойти, особенно в таком месте, как Нью-Йорк, не укладывается в голове и по-настоящему страшно", - заявил Савидо набежавшим журналистам.

Ничего ему не страшно, это он так, для красоты и пущей привлекательности сказал. Зато теперь у него есть шанс неплохо заработать, поскольку картину, первоначально оцененную всего в $3,5 тыс., он намерен выставить на аукционе, где, после такого паблисити, выручит за нее много больше. Но гражданское сознание у Криса Савидо на высоте, и он пообещал направить вырученные средства одной из правозащитных организаций.

Выбор читателей