Грузия кует ичкерийский спецназ

Реформа грузинских силовых структур: за высокими кадровыми перестановками следует легализация чеченских боевиков, отряды которых могут использовать против Южной Осетии, Абхазии и России




15 декабря на специальной пресс-конференции Михаил Саакашвили в присутствии спикера парламента и главы правительства объявил о решениях, принятых в рамках реформы силового блока. Новым министром обороны назначен экс-глава МВД Ираклий Окруашвили. По официальной версии, его предшественник Георгий Барамидзе сделал для реформирования Вооруженных сил "недостаточно" и поэтому переведен на чисто гражданскую должность министра по делам интеграции в Евросоюз. Кроме того, в рамках реформы МВД и МГБ Грузии были объединены в Министерство полиции и охраны общественного порядка, которое возглавил Вано Мерабишвили.

"Саакашвили пытается выстроить новую систему правоохранительных органов по американскому варианту, – полагает военный эксперт "Yтра". – Известно, что самая эффективная полиция общественной безопасности – муниципальная, которая прикреплена к каждому конкретному региону, району и т.д. В Грузии же создается некий аналог ФБР, в рамках которого существуют контрразведка, подразделения по борьбе с терроризмом и другие. Но США – государство федеративное, где такая система выглядит оптимальной, а Грузия – не федерация, и поэтому реформа по Саакашвили едва ли принесет результат. Представьте, что в каждом районе Тбилиси или на селе будут выбирать шерифов, формировать местную полицию. Каким тогда будет уровень коррупции и воровства? И еще один момент – в эти структуры будут активно включаться люди из "Национального движения", "Кмары", то есть новая элита. Правоохранительные органы Грузии стремительно политизируются".

Новый глава "грузинского ФБР" Вано Мерабишвили имеет репутацию отчаянного карьериста и оперативника невысокого уровня, но остается на самом верху, поскольку беззаветно предан Саакашвили. Что касается нового министра обороны, его называют лидером "партии войны" – несколько месяцев назад Окруашвили рвался в бой в Южной Осетии и обещал водрузить грузинское знамя в Цхинвали. Если сравнивать его с предшественником, Георгием Барамидзе, то можно сказать, что при нынешнем назначении на должность министра обороны из двух зол выбрали худшее. С другой стороны, в своей ненависти к России Окруашвили понятен и прогнозируем. Смена руководства в Минобороны свидетельствует о том, что клан Зураба Жвания, человеком которого считался Барамидзе, терпит поражение. Но, по мнению аналитиков, радикальных размежеваний в триумвирате Саакашвили – Жвания – Бурджанадзе не будет, поскольку это не отвечает интересам госдепартамента США.

Как скажутся ли перестановки в силовом блоке Грузии на ход конфликтов в Южной Осетии и Абхазии? На 80% развитие ситуации зависит от России. Большинство российских военных экспертов убеждены в том, что эскалация напряженности неминуема, потому что Саакашвили будет вынужден исполнить свои обещания – вернуть непризнанные республики под власть Тбилиси. К сожалению, Россия откровенно сдает свои позиции в регионе: в Тбилиси Россию называют враждебным государством, а в ответ Москва обещает ускорить работу по подписанию рамочного договора с Грузией.

Последние кадровые назначения Саакашвили работают все на ту же на основополагающую цель – выдавить Россию из региона. При этом еще одно, не менее принципиальное решение грузинские власти постарались не афишировать. Речь идет о легализации чеченских боевиков, скрывающихся от российского правосудия. Как стало известно "Yтру", в Минобороны Грузии приступили к формированию особого спецподразделения, которое состоит из чеченских боевиков и кистинцев – выходцев из Панкисского ущелья. "Многие из чеченских боевиков, которые скрываются на территории Грузии, уже получили грузинские паспорта, т.е. легализованы под покровительством спецслужб, – сообщил "Yтру" источник в Тбилиси. – Этот отряд может быть использован в любой момент, в любой военной акции против Южной Осетии, Абхазии, а также для диверсионных акций против граждан России. Известно, что новоиспеченный министр обороны Грузии Окруашвили проводит встречи с представителями чеченцев-кистинцев, поддерживает связь с эмиссаром Масхадова Хизри Алдамовым, то есть имеет постоянный контакт со связниками экстремистских и террористических структур".

Выбор читателей