Грузия пустила в ход пытки и самолеты

По мнению наблюдателей, атмосфера в Грузии напоминает обстановку во времена правления Звиада Гамсахурдия. А жители Тбилиси говорят, что взятие Цхинвали может стать подарком Саакашвили перед его днем рождения




Ситуация в зоне грузино-осетинского конфликта продолжает ухудшаться. Вслед за обстрелами грузинских сел, совпавшими с визитом в Южную Осетию главы Минобороны Грузии Георгия Барамидзе, и опасениями Цхинвали по поводу возможного вторжения, слово взяли грузинские депутаты. Вчера группа парламентариев в категоричной форме потребовала от Михаила Саакашвили денонсировать Дагомысские соглашения и вывести российских миротворцев из Цхинвальского региона. Под этим посланием поставили свои подписи чуть меньше трети грузинских законодателей – 70 из 235.

Радикальные настроения коллег выразил депутат от оппозиции Звиад Дзидзигури: "Требуем от президента и Верховного главнокомандующего избавиться от главной дестабилизирующей силы в Цхинвальском регионе" (под этой силой в Тбилиси подразумевают российских военных). После специального заседания парламента Грузии, на котором была рассмотрена ситуация в зоне конфликта, милитаристские настроения части законодателей попыталась смягчить Нино Бурджанадзе: "Я надеюсь, что российские миротворческие силы сделают все возможное для недопущения дестабилизации ситуации. Южноосетинская сторона хочет вовлечь нас в провокацию, но мы на это не пойдем.". Но при этом спикер заявила, что "терпение местного населения и грузинской власти не безгранично".

"В администрации Саакашвили сторонники решительных действий в отношении непризнанных Южной Осетии и Абхазии перешли в наступление. Есть даже такая версия, что принятие силовых мер в Цхинвали может стать подарком президенту перед его днем рождения 27 ноября, – рассказал "Yтру" источник в Тбилиси. – Информационная машина работает по полной программе – ставка сделана на возвращение Южной Осетии любым, в том числе и силовым путем. Образ врага сформирован, и в этом плане у Саакашвили проблем не будет. А депутаты лишь повторили угрозу самого президента о разрыве мирных соглашений".

Действительно, в июле этого года крайне раздраженный Саакашвили пригрозил выйти из договоренностей, достигнутых 12 лет назад в Дагомысе Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе. Грузинский президент тогда заявил: "Эти договоры по сути своей бессмысленны. Они не служат ничьим интересам. Нас постоянно шантажируют этими соглашениями. А мы хотим принять такое соглашение, которое позволит избежать военного противостояния. Защита нашей территории – это наше суверенное право". Российский МИД отреагировал на это сдержанно: "Если одна из сторон захочет выйти из соглашений, то это – ее право. Однако все должны отдавать себе отчет, что разрыв соглашений чреват риском возобновления конфликта".

Сейчас главный упор в Тбилиси делают на то, что 13 лет назад грузинским войскам все-таки удалось взять Цхинвали, но именно Дагомысские соглашения, которые были подписаны под нажимом Ельцина, закрепили сегодняшний статус-кво. Мирный договор, благодаря которому удалось остановить кровопролитие, все чаще называют "ударом в спину". По мнению иностранных наблюдателей, в эти дни атмосфера в стране напоминает обстановку во времена правления Звиада Гамсахурдия, провозгласившего лозунг "Грузия для грузин". Ситуация вокруг непризнанных республик искусственно подогревается с каждым днем. Так, депутат Гурам Вахтангишвили сообщил, что если в ближайшие дни обстрелы грузинских сел в зоне конфликта не прекратятся, то ущелья Большая и Малая Лиахва могут покинуть 25 тыс. человек, которые превратятся в беженцев.

Кроме того, грузинские власти обвиняют осетинские формирования в похищении людей. Во время акции протеста грузинского населения в селе Ачабети командованию миротворцев в лице российского генерала Марата Кулахметова продемонстрировали 19-летнего Вано Бабуцидзе, который три дня считался пропавшим без вести. Как рассказал сам юноша, осетины похитили его на территории сельского кладбища и увезли в отделение милиции Цхинвали, где зверски избивали и пытали. Представители Южной Осетии немедленно заявили, что все это является фальсификацией. "Никто грузинского жителя не захватывал и, тем более, не пытал, – сообщил "Yтру" советник президента Южной Осетии по вопросам МВД Василий Платов. – Это наглая ложь, можно сказать, информационная диверсия, к которой уже не в первый раз прибегают в Тбилиси. Но есть и конкретные факты – расстрел грузинской диверсионной группой автомобиля с военнослужащими миротворческого батальона, которых пытали в Тбилиси". Имеется в виду инцидент, случившийся 12 октября, когда в засаду между грузинскими селами Диди Меджревисхеви и Кирбали попали военные батальона миротворцев от Северной Осетии. Как установлено представителями Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта, на месте был убит гражданин России рядовой Иван Маргиев, старшему лейтенанту Илье Хачирову прострелили ноги, а рядовой Валерий Джеранов получил легкое ранение. Затем убитый и раненые россияне вместе с сопровождавшим их гражданином А.Дудаевым были увезены сотрудниками спецслужб в следственный изолятор МГБ в столице Грузии. В камере военные подверглись истязанию; оказавшись без медицинской помощи офицер Хачиров умер, а рядового Джеранова передали Южной Осетии. В специальном обращении российских и осетинских представителей СКК, которое было принято неделю назад, сообщается, что "лица, замешанные в данном преступлении, известны". Однако все призывы к расследованию преступления и наказанию виновных демонстративно игнорируются Тбилиси.

В последнее время обстановку накалили и полеты грузинских самолетов над территорией Южной Осетии. Один из таких случаев, который нарушает все договоренности, был зафиксирован 24 октября, когда южноосетинские силы ПВО были вынуждены открыть предупредительный огонь. В Минобороны непризнанной республики назвали эти полеты провокационными и заявили, что предпримут все меры по их пресечению.

Выбор читателей