Кто оплатит первую национализацию в России

По ходу "грандиозной операции" по продаже "Юганска" можно было наблюдать многочисленные накладки и нестыковки. И до сих пор непонятно, где счастливый приобретатель всего этого богатства возьмет деньги на оплату покупки




Ситуация вокруг продажи "Юганскнефтегаза" продолжает развиваться нарастающими темпами, неуклонно приближаясь к развязке. Напомним, в ночь со среды на четверг стало известно, что государственная нефтяная компания "Роснефть" купила скандально известную "Байкалфинансгруп", выигравшую в воскресенье аукцион по продаже "Юганскнефтегаза". Самые последние события не оставляют сомнений относительно дальнейшей судьбы главной добывающей компании "ЮКОСа", которой уготовано место в мощнейшей государственной нефтегазовой структуре.

Вместе с тем, нельзя сказать, что авторы этой "грандиозной операции" разыграли ее как по нотам, без сучка и задоринки: по ходу дела можно было наблюдать многочисленные накладки и нестыковки. А значит, не факт, что все пойдет гладко далее. Аналитики продолжают задаваться рядом вопросов, важнейшими из которых являются: за чей счет осуществляется фактическая национализация "Юганскнефтегаза" и какими могут быть ее последствия?

Поделиться своими взглядами на происходящее мы попросили начальника аналитического отдела Управления доверительных операций Банка Москвы Кирилла Тремасова.

"Yтро": Где, на ваш взгляд, "Роснефть" возьмет основную сумму для проплаты за "Юганскнефтегаз"? Откуда у нее появились деньги на покупку "Байкалнефтегаза"?

К.Т.: Да, это очень интересно. На самом деле, ведь до сих пор не известно даже, кто внес залог за "Байкалфинанс". Похоже, что это был "Сургутнефтегаз". Не исключено, что могут опять прибегнуть к его помощи. Возможно также, что "Газпром" опять обратится за кредитом к европейским банкам. Мне кажется, вариантов может быть много.

"Y": Но наиболее вероятные кандидатуры – "Сургутнефтегаз" и "Газпром"?

К.Т.: Да.

"Y": Можно ли ждать, что следующим ходом акции "Роснефти" окажутся у "Газпрома" и комбинация с получением государством контрольного пакета газового монополиста будет завершена?

К.Т.: Думаю, практически наверняка так и будет. Ведь буквально накануне "Газпром" заявлял, что его планы по поглощению "Роснефти" и либерализации рынка акций остаются неизменными. Другое дело, что теперь ему будет сложнее купить "Роснефть" за счет своих казначейских акций. Если их у него, как полагает рынок, 17%, то по сегодняшним ценам это порядка $11 миллиардов. Очевидно, что "Роснефть" и "Юганскнефтегаз" стоят несколько дороже. Поэтому либо "Газпрому" придется платить за этот пакет "живыми" деньгами, либо возможен вариант проведения дополнительной эмиссии в пользу государства.

"Y": Насколько, на ваш взгляд, реальны попытки "ЮКОСа" отстоять свои права в судебном порядке с привлечением иностранных судов? Во что это может вылиться?

К.Т.: В скандалы на российском фондовом рынке. История с техасским судом показала, что действия миноритарных акционеров могут доставить неприятности. Конечно, у государства есть четкая цель. Все сделки здесь осуществляются, на мой взгляд, при прямой поддержке Кремля, и помешать этому никто не в силах – как решено, так и будет. А вот потрепать нервы и попортить кровь такие иски вполне способны.

"Y": Но, с другой стороны, это наносит удар по имиджу России.

К.Т.: Безусловно. Это один из серьезных рисков на будущий год. Очевидно, что "дело "ЮКОСа" закончилось распродажей активов, разрушением компании. И теперь весь негатив будет связан с ухудшением инвестиционного имиджа России именно из-за этих судебных исков. А они, я думаю, еще будут.

"Y": И почему, в таком случае, государство не может пойти на попятную, понимая, насколько негативными будут последствия?

К.Т.: Создание крупнейшей в мире энергетической корпорации намного важнее всех возможных неприятностей.

Выбор читателей