Российская погода постоянна своей гнусностью

Несчастья климатического характера веками преследовали Россию. Почти каждый год на какую-нибудь из областей обрушивались бури, наводнения и ураганные ветры. То "поводь великая", то бури "хоромы рвут и деревья с коренями"




В последнее время только и разговоров, что о превратностях погоды. Какие там праздники, когда природа будто сошла с ума? Гигантское цунами с катастрофическими последствиями в Юго-Восточной Азии, ураган в Западной Европе и сильнейший шторм на Балтике. А в центральной России в это же самое время беспрецедентная оттепель, и "весенние ручейки" в Москве безуспешно пытаются стечь в забитые грязью канализационные люки. Что деется, и куда это все приведет – задались мы нелегкими вопросами.

"Зри в корень!" – советовал мудрец Козьма Прутков. Вот и мы за ним решили установить исходную точку в наблюдениях за отечественной погодой. Древнейшие метеорологические наблюдения в обилии встречаются в древнерусских летописях. Летописцы с большим вниманием относились к разного рода природным явлениям. По ним авторы пытались установить благосклонность Всевышнего, ведь печальные сюрпризы погоды, по их мнению, могли свидетельствовать о начале последних времен или являться наказаниями за людские грехи.

Итак, первое сообщение о необычном погодном явлении содержится уже в Первой Новгородской летописи, датируемой самым началом XIII века. Летописец сообщил, что во всей стране произошло сильное летнее похолодание и "дожди шли все лето". Знакомо, не так ли? Похоже, ничего не меняется в нашем подлунном мире.

Каждые 3-5 лет в Древней Руси происходили засухи, масштабные пожары в городах, и мор свирепствовал по всей "земле Руськой". Значительная часть из этих событий была связана с погодными явлениями. Так, засухе и пожарам предшествовало отсутствие дождей и малоснежные зимы. Мор, помимо чисто погодных явлений, мог быть связан еще и с такими безобидными сегодня животными как мыши. Эти "адские создания" наводили ужас на средневекового крестьянина не меньше, чем засуха, а источники ставили нашествия мышей в один ряд с землетрясениями и затмениями Солнца. В 1305 г. летописи сообщали: "Казнь на люди, мор на кони, и мыши жито поели, и был голод великий". А в 1309 г. и вовсе: "Пришла мышь и поела рожь, и овес, и всяко жито. Глад крепок по всея земли русской".

Судя по всему, предки наши жили в куда худших погодных условиях, чем мы с вами. Вот мы всё жалуемся на теплые зимы, а в средневековый житель Руси раз в 10-20 лет становился свидетелем и вовсе бесснежной зимы, за которой часто следовал неурожайный год и голод. Погодные записи за 1404 г. свидетельствуют, что вся зима была "гола и без снегу". И тут же, в 1408 г. сообщалось: "Зима тяжка и студена зело. Снегу преизлишни для той зимы". Никаких тебе оптимальных условий для жизни, сплошное выживание. Кстати, в том же 1408 г. наблюдалось и вовсе экзотическое явление: на Русь обрушились... белые черви: "Летели белые черви, переходили они реки, леса, поля, поели посевы, поели еловые деревья, отчего погибла вся белка".

Несчастья климатического и биологического характера продолжали преследовать страну. Во второй половине того же XV в. источники фиксируют, по меньшей мере, четыре землетрясения. Одно из них, в 1474 г., было настолько сильным, что в Москве рушились церкви – "рухнула церковь Святой Богородицы и колебалась вся земля".

Почти каждый год на какую-нибудь из российских областей обрушивались бури, наводнения и ураганные ветры. То "поводь великая" и все мельницы разрушило, рыбные пруды размыло, то бури "хоромы рвут и деревья с коренями, а дожди велики".

В обширном исследовании Л.В. Милова "Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса" на основании документальных данных за XVIII-XIX вв. был сделан вывод о том, что в эти два столетия Россия пережила довольно существенное похолодание климата. В результате уменьшились урожаи, возросли трудозатраты крестьянского труда. Климат стал более устойчивым, но стабилизировался в сторону холодной и многоснежной зимы с коротким теплым летом.

Ситуация начала развиваться в обратную сторону в конце XIX века. Эти изменения уже около 150 лет успешно фиксируют отечественные метеорологи. Климат снова стал теплее, но неустойчивей. Белые черви с мышами, конечно, больше не угрожали стратегической безопасности страны, но неурожаи, засухи, бури, ураганы и гигантские пожары фиксировались с необычайной частотой. Кстати, в последние годы до нас начали снова докатываться отголоски балканских землетрясений.

Конечно, можно все списать на усилившееся влияние человека на окружающую среду, на парниковый эффект и так далее. Однако, если описанные явления крайне сходны со средневековыми, то может быть неустойчивость российской погоды – черта постоянная и все просто возвращается на круги своя...

Выбор читателей