Южная Осетия перековывает часть мечей на орала

Президенты Грузии и Южной Осетии высказались по проблеме осетино-грузинского конфликта. При этом Эдуард Кокойты заявил о том, что его республика сокращает Вооруженные силы и увеличивает пособия, пенсии и стипендии




Прошел год с тех пор, как Михаил Саакашвили вел борьбу в своей стране, возглавляя бархатную революцию. 37-летний грузин тоже после массовых демонстраций и обвинений в фальсификации результатов выборов сверг тогдашнего правителя Эдуарда Шеварднадзе и предложил стране свою программу выхода из кризиса. Одна из главных тем тогда и сейчас - объединение Грузии.

Немецкая газета Sueddeutsche Zeitung публикует интервью с грузинским лидером. "Вы обещали объединить Грузию. Каким образом вы хотите вернуть сепаратистские регионы Абхазия и Южная Осетия?" – был задан Саакашвили вопрос. "Я обещал сделать это до окончания моих полномочий, и я верю, что это еще возможно. Сейчас мы работаем над убедительными предложениями для Абхазии и Южной Осетии. Мы готовы гарантировать широкую автономию. В случае с Южной Осетией я большого сопротивления не ожидаю. Там, по сути, речь идет о небольшой элите, связанной с контрабандой. С Абхазией будет труднее, поскольку там были этнические чистки", - последовал ответ.

А тем временем Инал Плиев, начальник информационного отдела Министерства по особым делам Южной Осетии, сообщил редакции "Yтра" о том, что 15 января президент Южной Осетии Эдуард Кокойты принял в Цхинвали группу представителей Сената США, которые в сопровождении германского отделения Фонда Маршалла (США) прибыли в Южную Осетию с ознакомительным визитом. На встрече присутствовали председатель парламента Южной Осетии Знаур Гассиев, ряд членов парламента и правительства республики.

Справка "Yтра": Министерство по особым делам правительства Южной Осетии - это не "особисты" или ГБ. Данное ведомство занимается переговорным процессом и урегулированием проблем беженцев.

На встрече президент самоопределившейся республики объявил о том, что Южная Осетия в одностороннем порядке сократила свои Вооруженные силы ровно наполовину. И в то же время в три раза были повышены зарплаты, пенсии, стипендии и социальные пособия. По мнению Э.Кокойты, "это - яркая демонстрация того, на что Южная Осетия хочет обратить особое внимание – мы не хотим наращивать Вооруженные силы, а стремимся к мирному созидательному развитию". Собственно, это был ответ на вопрос Рональда Асмуса, представителя Фонда Маршалла, который поинтересовался у главы республики, какие основные цели в настоящий момент у руководства Южной Осетии.

"Южная Осетия с пониманием относится к мирным инициативам премьер-министра Грузии Зураба Жвании и госминистра по урегулированию конфликтов Грузии, сопредседателя Грузинской части Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта Георгия Хаиндравы, однако не понимает действий министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили и других руководителей силовых структур Грузии, которые всеми силами стремятся к выполнению достигнутых договоренностей", - заявил президент Южной Осетии. Лидер самоопределившейся республики подчеркнул, что после проведенных встреч в Сочи и Владикавказе "грузинская сторона совершила 23 нарушения подписанных соглашений". Кроме того, несмотря на договоренность о демилитаризации зоны конфликта, грузинская сторона открыла лагеря резервистов, которые проходят переподготовку под руководством зарубежных военных инструкторов. Я знаю, сказал президент членам делегации, что вас интересует вопрос федеративного устройства Грузии. "Хочу заявить, - подчеркнул Э.Кокойты, - что данный вопрос у нас на повестке дня не стоит, потому что мы знаем, чему подверглась грузинская провинция Аджария, и знаем те процессы, которые там происходят".

Один из главных вопросов на встрече был задан Фредериком Бэрроном, представителем Сената США: "Почему вы думаете, что права осетинского народа не будут уважаться, учитывая, что в Грузии новое правительство?" Э.Кокойты на это ответил: "Мы являемся очевидцами, какой дискриминации подвергаются осетины в Грузии – у нас много фактов из Панкисского ущелья, из Кахетинского и других районов Грузии. В Южной Осетии много беженцев из разных регионов Грузии – в мирное время! – так как для них создаются невыносимые условия жизни. Я повторю: какие бы гарантии ни давала грузинская сторона, какую бы автономию нам ни предлагали, для нас немаловажен исторический опыт: первому геноциду осетинский народ подвергся в 20-е гг., второму – в 1989–1992 годах. Это подтолкнуло нас к провозглашению независимости. Звиад Гамсахурдиа в самой Грузии был признан фашистом и Генеральной прокуратурой Грузии обвинялся в совершении геноцида осетинского народа. А нынешнее руководство Грузии одним из первых решений увековечило его память, назвав его именем одну из улиц и установив ему памятник в Тбилиси. О какой демократии в Грузии можно говорить после этого?"

И, завершая встречу, президент Южной Осетии заявил: "Понимая ситуацию, которая складывается на Кавказе, мы готовы стать важным союзником всех тех сил, которые за мир и стабильность на Кавказе – одном из прекраснейших уголков мира".

Выбор читателей