Директора школы в Беслане вынудили уйти

Лидия Целиева уволилась из-за нападок родителей погибших учеников, которые называют ее "пособницей террористов". Сегодня журналисты CBS передали в парламентскую комиссию пленку, снятую в Беслане




Спустя почти пять месяцев со дня страшной трагедии в Беслане уволилась директор злополучной школы Лидия Целиева. Она не выдержала нападок родителей погибших учеников, которые открыто называют ее "пособницей террористов".

Лидия Александровна в школе №1 проработала 52 года. "Я понимаю тех, у кого дети погибли, и не осуждаю. Жалко их, очень жалко", - говорит она. Во время недавнего пикета, в котором приняла участие Целиева, многие родители встретили ее очень тепло. Но вдруг одна женщина закричала по-осетински: "Что вы ее облизываете? Это она во всем виновата! Она детей не уберегла!" А на днях Лидия Александровна нашла в своем почтовом ящике открытку: "Ты виновата. Будем мстить". Это и подтолкнуло директора уйти из школы. После этого Целиева согласилась подробно рассказать, что произошло в те страшные сентябрьские дни, пишет "МК".

"Первого сентября я пришла рано — надо было обойти школу полностью перед учебным годом. В 09:30 начали строить детей — по классам. И вдруг — люди с оружием". Главарь потребовал ключи от всех кабинетов и подвала. Директор сразу их отдала. "На второй день меня вызвали в учительскую — там боевики вроде штаба устроили. И главарь сказал: послушайте, что о вас говорят, вам интересно будет. Включил телевизор, новости — "354 заложника". Я ему: как 354, у меня одних учеников в школе 885!"

Спустя некоторое время боевики опять вызвали Целиеву в учительскую. Они потребовали ее позвонить президенту Северной Осетии, но директор объяснила, что никогда раньше не общалась с Дзасоховым. "Я говорю: могу Мамсурова найти, дети ведь его тоже здесь. Позвали детей. Дочка сказала: "Я знаю папин сотовый". Бандит набрал телефон Мамсурова, сначала мне дал трубку, потом — его сыну. Я сказала: "Таймураз, помоги, нам очень плохо, воду не дают".

Через несколько минут прогремел взрыв. Целиеву ранило, и, когда она пришла в себя, живых вокруг уже не было. Из зала ее вынес учитель труда. "Говорили, что я получила огромные деньги и уехала в Америку. Потом рассказывали, как я чай пила с боевиками, — не было этого! Они даже мне сесть не предложили ни разу! Говорили, что я ингушей нанимала, чтобы ремонт сделать, — детьми клянусь, не было этого!" - говорила Лидия Александровна. С того дня, когда боевики разрушили ее школу и убили ее учеников, Целиева задается одними и теми же вопросами: "Что я сделала не так? Что упустила? Чем еще я могла помочь?"

Между тем на днях журналисты CBS передали в парламентскую комиссию по изучению обстоятельств теракта в Беслане две видеокассеты. На одной - документальный фильм о захвате школы. А на второй – исходный материал: видеозапись, которую сделал неизвестный житель Беслана.

Председатель комиссии Александр Торшин заявил, что вторая кассета содержит много ценной информации и нуждается в переводе и изучении специалистами. На ней - запись момента освобождения заложников и переговоры Руслана Аушева с боевиками. Теперь материалы, зафиксированные на кассетах, будут сверять с показаниями свидетелей.

Торшин посетовал, что пленки "поступили в комиссию с опозданием в четыре месяца". Он напомнил, что в сентябре парламентарии не раз обращались к журналистам с призывом предоставить материалы, которые могли бы пролить свет на трагедию. После того как расследование причин трагедии будет завершено, комиссия подготовит доклад. Ожидается, что он появится в марте или апреле этого года.

Выбор читателей