Россию сделали привлекательной. С опозданием

S&P последним из "большой тройки" агентств повысило рейтинг России до инвестиционного. Однако событие это было настолько ожидаемым, что почти не отразилось на российском рынке




Российскому фондовому рынку на этой неделе был преподнесен долгожданный подарок. Настолько долгожданный, что, по сути, уже и не слишком актуальный. Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's последним из "большой тройки" агентств повысило долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте с "ВВ+" до уровня "ВВВ-". В результате суверенный рейтинг нашей страны удостоился наконец-то чести считаться "инвестиционным". Напомним, первыми на подобный шаг осмелилось Moody's, присвоив РФ инвестиционный рейтинг 8 октября 2003 года. Несколько месяцев назад, 18 ноября 2004 г., то же самое сделало Fitch.

По словам кредитного аналитика S&P Хелены Хессел, повышение рейтинга отражает недавнее кардинальное улучшение показателей государственной задолженности и внешней ликвидности. Эти улучшения столь значительны, что уравновешивают серьезный и возрастающий политический риск, который по-прежнему остается ключевым ограничительным фактором рейтинга в России. Однако, по мнению аналитиков, событие это было давно ожидаемым и практически неизбежным, а потому, как и следовало ожидать, рынок на него отреагировал достаточно спокойно. Стоимость большинства отечественных "голубых фишек" повысилась, но значительного скачка цен не произошло.

Вместе с тем, повышение рейтинга России до инвестиционного уровня в условиях, когда страна вступила в период спада инвестиционной активности, оттока капитала и снижения роста экономики, выглядит, мягко говоря, странновато. Как в этом случае, можно объяснить действия S&P, поинтересовалось "Yтро" у старшего аналитика инвестиционной компании "Велес Капитал" Михаила Зака.

Михаил Зак: Нынешние действия агентства с экономической точки зрения являются несколько запоздалыми. На протяжении уже достаточно длительного периода времени говорится о том, что присваивать рейтинг надо было чуть раньше, может быть, год назад. Экономика страны достигла своих наилучших форм еще в начале прошлого года, и то, что рейтинг присвоен именно сейчас, это некий просчет агентства. Возможно, они рассчитывали, что за прошедший год политические риски в России заметно снизятся. Однако этого не произошло. Но затягивать с рейтингом еще дольше было бы совсем неправильно со стороны S&P, потому как возможно было бы еще большее увеличение рейтинга со стороны других рейтинговых агентств, а агентству необходимо находиться, что называется, в общей струе. При этом ясно, что политические риски, которые были сдерживающим фактором, могут оставаться еще долгое время – не год и не два. А это уже не дает возможности мотивировать отказ в присвоении рейтинга лишь политическим риском, когда экономический рост продолжается, хотя и замедляющийся.

"Yтро": Сможет ли присвоение России инвестиционного рейтинга затормозить отток капитала и вызвать рост инвестиций?

Михаил Зак: Да, абсолютно точно сможет. Думаю, что сейчас очень многие западные фонды получат лимит на Россию, и это означает, что они будут иметь, по крайней мере, возможность вкладывать значительные денежные средства в российские ценные бумаги и в российский рынок. Конечно, это не означает, что деньги придут уже завтра, но уделять внимания России станут значительно больше, нежели еще в конце прошлой недели.

Выбор читателей