Революция в России будет "желто-коричневой"

Геннадий Зюганов считает, что в стране сложилась революционная ситуация и взрыв может грянуть в любое время. Мощные организованные акции протеста – самый эффективный рычаг воздействия на власть


фото Сергея Грузинцева



Накануне массовых акций протеста, направленных в первую очередь на отмену закона о "монетизации льгот", которые по инициативе левой оппозиции должны пройти в России 12 февраля, "Yтру" удалось побеседовать с Геннадием Зюгановым, лидером фракции КПРФ – главного организатора запланированных митингов и шествий.

"Yтро": Чем, на ваш взгляд, увенчаются стихийные и организованные акции протеста населения по поводу "монетизации льгот"? Что и кому они принесут в социальном плане и в плане политическом?

Геннадий Зюганов: Если власть не слышит людей, не понимает их, такая власть обречена. Но власть можно заставить слушать, если есть мощные организованные акции протеста. Сейчас они прокатились почти по всем регионам, в них участвовали, по некоторым оценкам, 2 млн человек. Я считаю, это самый сильный и эффективный рычаг воздействия на власть, самое сильное средство для того, чтобы исправить положение. С другой стороны, в этом деле стихия опасна. Должны быть ответственные люди, должны быть четко сформулированы требования. Тогда и можно добиться хорошего результата.

"Y": Да, но какие конкретно плоды дадут эти акции?

Г.З.: Дадут плоды. Если бы 10 млн человек вышли на улицу и сказали: "Ребята, пошли вон с такой политикой, мы сформируем свое достойное правительство", давно задача была бы решена, вся эта публика уже улетела бы из страны. Но в России есть одна особенность: долго запрягают, но быстро едут. Если доведут, то, когда все выйдут, пока с Чубайсом не разберутся, они не уйдут – я хорошо знаю российскую историю. Сейчас в стране нарастает социальный резонанс, одно накладывается на другое: льготы, повышение квартплаты, жилищный кодекс, льготные лекарства, которые оказались на 36% дороже остальных, реформа образования, реформа здравоохранения; сюда же можно отнести попытки продавать леса, массовое недовольство милицией. Это уже слишком много.

"Y": Насколько вероятно, что сценарий "оранжевой", "каштановой", "ситцевой" или иной революции воплотится в России? Может ли сложившаяся в стране ситуация привести к народному восстанию?

Г.З.: Это может случиться в любое время. Накануне февраля 1917 г. ни одна газета не писала о том, что будет революция. Я читал переписку Ленина за январь, он пишет одной знакомой: "В России все глухо, революции не предвидится". Это слова человека, который мечтал о социалистической революции и все это дело готовил. А в конце февраля все и посыпалось. Началось с бунта голодных женщин в очереди в Питере. Жандармы обратились к военным, чтоб помогли, а те сказали: "Сгнило все, нет смысла защищать и оборонять". Дальше вы уже знаете. Поэтому у нас сегодня все предпосылки для этого есть. Но у нас не будет "оранжевой" революции, у нас будет скорее "желто-коричневая". Думаете, счастье для Украины, что Ющенко пришел? Давайте немножко поживем и посмотрим...

Если придут Греф с Чубайсом, вы думаете, будет лучше? Поэтому, организовывая акции протеста, я выступаю как раз за то, чтобы было сформировано очень грамотное и способное руководство, которое поддержит производство, малый и средний бизнес, создаст условия для хорошей работы всех форм собственности. Правительство, которое будет понимать, что XXI век – это век науки и образования, и приоритетными для него будут наука, образование и культура; которое знает, что государство должно гарантировать каждому прожиточный минимум, крышу над головой и качественные знания, тогда можно спокойно думать и развиваться.

"Y": Если не Греф и не Чубайс, то кто в результате возможной революции может прийти на смену нынешней власти и поднять страну?

Г.З.: Мы заинтересованы в том, чтобы правительство было коалиционное, левоцентристского толка. В стране много грамотных людей. Обратите внимание, никого из крупных губернаторов, толковых и сильных, еще ни разу не выдвигали. Взяли Яковлева (грамотный, сильный человек), чуть поработал – отправили в ссылку на Северный Кавказ. Чуть там прижился – вернули назад, но не вице-премьером, а министром. А министерства все поломали, покорежили. Сейчас ни один документ не доходит до исполнителя, машина не работает правительственная сама по себе. России нужен сильный, опытный хозяйственник-управленец, человек, знающий, что такое зима и коммуналка, понимающий транспортные артерии России, прекрасно чувствующий науку и образование, а также национально-территориальную специфику России.

"Y": Некоторое время назад, на заседании правительства, участие в котором принимали и представители бизнеса, бизнесмены в достаточно резкой форме отказались разделить с правительством ответственность за проводимые им преобразования и проявили полное равнодушие к вопросу удвоения ВВП. Не кажется ли вам, что такой приступ "смелости" тихих связан с тем, что бизнес почувствовал реальную слабость власти?

Г.З.: Деловой человек сразу берет ручку и считает. И он понимает: чтобы удвоить ВВП, надо иметь темпы роста 8-10%, а последние 3 года темпы снижаются. Он сознает: чтобы удваивать темпы, надо стимулировать внутреннее производство, а для этого надо энергоносители и транспортные издержки для своих делать льготными. У нас страна холодная и большая, мы не конкурентоспособны с Европой, если продавать энергию по мировым ценам, а зарплату платить в 10 раз меньше. Поэтому когда бизнесмен слушает эту чушь, он не будет ее поддерживать. Может, просто промолчит.

"Y": Но раньше они просто молчали, например, по поводу "дела "ЮКОСа", а сейчас достаточно демонстративно и категорично высказались.

Г.З.: Я считаю, их просто допекли. Они видят, что люди неквалифицированны, что предпринимателям не помогают. Одно только повышение почти на 40% арендной платы задавило малый и средний бизнес. Сейчас повысились цены на телефонные тарифы, на газ, на электроэнергию, на тепло. А если ты деловой человек, ты понимаешь, что ни одной операции нельзя провести и рассчитать как следует, когда каждый квартал прыгают цены. Особенно если речь идет о долгосрочном проекте. Чтобы машину хорошую сделать, 3-4 года нужно. Поэтому энтузиазма и нет. С другой стороны, прокуратура стала колотушкой: что не так – к прокурору. Или тебя начнут воспитывать по государственному телевидению. Это ненормально.

"Y": Как бы вы охарактеризовали финальную часть "дела "ЮКОСа", то есть продажу "Юганскнефтегаза"? Президент говорит о том, что это была абсолютно рыночная сделка. А вы как считаете?

Г.З.: Все прекрасно понимают, что это не рыночная сделка. Одна группировка отняла имущество у другой, вот и все. И мы предлагали другой вариант: давайте хозяином базовых отраслей экономики, прежде всего энергетики, сделаем государство. Оно будет владеть контрольным пакетом и определять политику. Пусть хозяйственники всех форм собственности работают, но государство должно этот процесс контролировать. В Норвегии, например, раскопали нефть в Северном море, 20 законов подготовили и получили такой доход, которого достаточно, чтобы на ближайшие 20 лет оплатить бесплатное образование, медицинское обслуживание и культурно-спортивное обслуживание для детей. А у нас что? 300 млн тонн нефти продаем за границу, и ни одного современного крупного наукоемкого предприятия за последние годы не построили. А сколько угробили? За прошлый год на 18% сократилась разведка и бурение. А на каждую новую добытую тонну надо 5-10 открывать, окультуривать, подготавливать. Вся технологическая цепочка нарушена. Идет дикая эксплуатация природы, леса вырубают у дорог, у деревень, а потом удивляются, почему наводнения такие – деревни и мосты сносит. Вон на Дальнем Востоке Япония закатала нашим лесом свои подвалы на 5 лет вперед, вырубили целые сопки. А теперь удивляются, почему там такие стихийные бедствия. Зато большие массивы в Архангельской области, где дороги надо прокладывать, остаются нетронутыми, там ничего не делают.

"Y": По мнению ряда экспертов, за последние годы Россия сильно сдала свои позиции на международной арене, фактически вернулась к тому положению, которое было во времена Горбачева. Вы с этим согласны?

Г.З.: Во многом согласен. В геополитическом плане сдали все, что можно. Допустим, у нас рынки были в восточной Европе, в северной Африке, на ближнем Востоке – сдали. У нас был ближайший пояс в Прибалтике, теперь там ведут себя по отношению к нашим соотечественникам безобразно. На Кавказе, в Тбилиси американские полковники командуют. На Украине русофобию культивируют. В Средней Азии уже американские базы. Если в целом посмотреть, мы сейчас занимаем первое место в мире по смертности, по числу осужденных на тысячу жителей. Мы занимаем первые места по коррупции, по самому быстрому распространению СПИДа и туберкулеза. Иномарки, которые ползают по столице, не должны вводить в заблуждение. На самом деле положение в стране аховое и требует принятие экстренных мер. Я не вижу ни политической воли, ни прозорливости. Сейчас в Братиславе, думаю, американцы возьмут за горло Путина с требованием контроля над ядерными объектами. На днях в иностранной печати появились публикации о том, что мы их уже не контролируем и надо там чуть ли не их охрану посадить, чтобы не расползалось ядерное оружие. Все – дальше ехать уже некуда.

Беседовала Екатерина Трофимова

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей