Тихий троечник Зурабов умеет считать свои деньги

Знаменитую питерскую физматшколу Миша Зурабов окончил почти на одни "тройки". Несколько "четверок", "отлично" – и вовсе чуть: по иностранному языку и физкультуре. И еще поведения был примерного




В который раз убеждаешься в правильности наблюдения: немалая часть народа, живущего счастливо и спокойно, зачастую не помнят, кто в стране сейчас у руля, премьера знают через раз, а уж как зовут конкретных министров – это в курсе только журналисты и подчиненные этих министров. Зато у нас люди политически подкованы на все ноги. Портреты президента висят где положено, премьера все помнят как родного, спикера, вице-спикеров и рядовых депутатов запомнили на весь остаток жизни.

Вы помните прежнего министра здравоохранения? Я вот забыл. Но нынешнего, пожалуй, никто в стране не забудет. Уж он постарался. Впрочем, все правительство постаралось, но министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов стал неким символом того лишения льгот, которое назвали культурно - "монетизацией".

На вопрос: "Откуда ж он взялся, этот Зурабов?" - ответ находим в свежем номере "Собеседника". Там про будущего министра весьма подробно расписано.

Родился Михаил Зурабов 3 октября 1953 г. в Ленинграде в далеко не бедной семье. Мама – доктор биологических наук, ученый-микробиолог. Занималась направлением, связанным с защитой растений микробиологическими методами, но не столько разрабатывала новые препараты, сколько проталкивала в вышестоящих структурах проекты своих коллег и находила для них финансирование. Отец работал в системе Министерства морского флота, где разрабатывал международный проект "КОСПАС-САРСАТ" (космическая система аварийного спасения судов и самолетов).

Окончил Зурабов в 1970 г. знаменитую своими учениками 239-ю школу (ныне – физико-математический лицей), в свое время в этой школе учились Алиса Фрейндлих, Борис Гребенщиков, чемпион мира по шахматам ФИДЕ Александр Халифман и множество всемирно известных ученых… Однако Зурабов был тихим троечником: оценка "4" стоит только по астрономии, биологии и военному делу. "Отлично" – и вовсе чуть: по иностранному языку и физкультуре. Зато поведения будущий министр был отменного. "Пятерка" у него по поведению.

Дальше началась череда вузов, в результате окончил Михаил Зурабов престижный Институт управления им. Серго Орджоникидзе (Госакадемия управления) и получил редкую тогда специальность экономиста-кибернетика. Еще три года учился в аспирантуре ВНИИ системных исследований, там младший научный сотрудник Зурабов несколько месяцев числился в лаборатории известного ученого Станислава Шаталина. Что, понятное дело, дает ему полное право говорить, что в то время в институте работала вся элита экономической науки. Среди коллег Зурабова можно назвать Петра Авена, Виктора Данилов-Данильяна и Егора Гайдара. Его, правда, мало кто помнит. Три года прошло, диссертации нет, в научном смысле – полный провал.

Преподаватель политэкономии в Московском монтажном техникуме, инженер в институте "Оргтехстрой", в нем же и защищенная диссертация, потом Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии, где дослужился до должности начальника лаборатории. СССР рухнул, когда М.Зурабов был на посту замначальника треста "Моспромтехмонтаж".

Михаил Зурабов встал у руля "Конверсбанка", связанного с Минатомом, а в 1992 г. создал собственную страховую компанию "МАКС", среди учредителей - будущий "атомный" министр Евгений Адамов. Именно дружбой с ним объясняют дальнейшую карьеру Михаила Зурабова: замминистра здравоохранения, потом – советник Ельцина по социальным вопросам, еще позже – председатель правления Пенсионного фонда, почти год – министр здравоохранения и соцразвития.

А что случилось дальше – вы все прекрасно знаете.

Семейство Зурабовых не бедствует. Младший брат Александр по какому-то недоразумению (или по здравому смыслу?) не попал в список миллиардеров журнала Forbes: член Совета директоров "Конверсбанка", президент Доверительного и инвестиционного банка, глава еще кучи российских банков, включая "МЕНАТЕП", до этой зимы он возглавлял и Совет директоров "Аэрофлота". Юлия Анатольевна, супруга министра здравоохранения, возглавляет фирму "Октопус", которая по сей день занимается импортом в Россию медоборудования и лекарств. Вообще-то "октопус" – это "спрут", отмечает "Собеседник". Шутка юмора такая, итальяно-мафиозная.

А теперь поговорим за деньги, тем более что из статьи в "Собеседнике" вырисовывается интересная картина. На обеспечение лекарств льготникам правительство выделило 50,8 млрд руб., в пять раз больше, чем в прошлом году. Однако стоимость льготных лекарств, которые поставляют фирмы, отобранные Минздравом, где на 10, а где и на все 100% выше, чем в коммерческих аптеках. Ветеранам и пенсионерам все равно, но государство платит. Неплохая статья дохода – до 40%. Понятно, пишет издание, что пока деньги доберутся до структур, максимально близких к министру, там останется, дай бог, половина, но и это прилично – около $360 млн в год. Даже если Зурабова и отправят в отставку, это будет неплохой компенсацией за потерянную политическую репутацию, отмечает "Собеседник".

Выбор читателей