Удваивать российский ВВП будут гастарбайтеры

Проблема восполнения трудовых ресурсов в России осложняется не только несовершенством законодательства; иммиграция затруднена в первую очередь, враждебным отношением российского общества к приезжим


Фото: kyrgyzinfo.kg



Давно ли возмущенные засильем в столице иностранной (близкозарубежной) речи депутаты Госдумы практически единогласно приняли поправки в Кодекс об администативных правонарушениях, предусматривающие драконовские штрафы за нарушения миграционного законодательства? Давно ли начали квотировать потоки трудовых иммигрантов в Россию? А вот, выходит, облом вышел: перестарались. По данным МЭРТ, если в 2000 г. миграционный поток в Россию превысил 200 тыс. человек, то в 2004-м он сократился почти в 10 раз, став практически "нулевым".

Герман Греф заявил недавно в правительстве, что с таким подходом, т.е. при квотировании импорта Россией рабочей силы, загнется наша экономика и "ни о каком удвоении ВВП не может быть и речи". Для удвоения объема экономики к 2012 г. она должна расти на 7,3% в год. А как этого добиться, если, по словам Грефа, с 2006 г. наша страна вступает в стадию "значительного сокращения трудоспособного населения"? В следующем году трудовые ресурсы России сократятся "всего" на 30 тыс. человек, а уже в 2007 г. – на 370 тыс. и более чем на полмиллиона в 2008 году. И так далее...

"За последние 10 лет население России уменьшилось на 9 миллионов. Мы очень стремительно мчимся к демографической катастрофе, и уже очень скоро на каждого трудящегося будет приходиться один пенсионер, – говорит Лидия Графова, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России. Она, как и многие эксперты в последнее время, утверждает, что помочь нам могли бы мигранты: "Скоро наступит время, когда Россия будет рада каждому китайцу". За мигрантов ратует и Герман Греф, предлагая удваивать российский ВВП при помощи гастарбайтеров – всем Содружеством. А поскольку ныне действующий механизм "квотирования мигрантов", на деле оказался неэффективным, да к тому же и "непрозрачным", Греф считает, что необходимы новые подходы к миграционному законодательству и новые механизмы, которые не пресекали бы, а увеличивали миграционные потоки.

Вообще, в интересное время мы живем. Еще недавно развитый Запад клеймили за его "двойные стандарты": дескать, призывают к глобализации, а сами отгородились железным занавесом от всего менее развитого мира. А теперь вот говорят совершенно иное. "Россия вступает в жесткую конкуренцию за мигрантов со странами Европы и СНГ", – считает руководитель Федеральной службы России по статистике Владимир Соколин, причем, по его мнению, "мы первая страна, в которой продолжается экономический рост, несмотря на снижение трудового ресурса". Действительно, в Европе и США, по мере сокращения коренного населения, этот самый "трудовой ресурс" плавно восполняется выходцами из других стран и регионов. Конечно, с точки зрения культурной идентичности и целостности нации это не здорово, но ничего не поделаешь – экономика требует рук! Если их не хватает – экономический рост прекратится, что, по мнению главы Росстата, ждет в ближайшем будущем Россию, где трудоспособное население будет продолжать сокращаться аж до 2026 года.

Итак, "иммигранты – единственная надежда на будущее для нашей страны", – убежден директор московского Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский. "Если общество примет идею, что нам необходимо поднять иммиграцию до уровня США и Канады, темпы уменьшения населения удастся стабилизировать или даже замедлить", – полагает ученый. Однако пока мы далеки от этого. По расчетам специалистов, для стабилизации демографической ситуации в стране нам нужно "импортировать" порядка 700 тыс. иммигрантов в год, тогда как в течение всего периода независимости РФ среднегодовое число иммигрантов составляло менее половины от этого уровня, причем большинство приезжающих составляли русские, возвращающиеся домой из бывших советских республик. Всего же, по оценкам Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России, в нашей стране на данный момент проживает порядка 5 млн иммигрантов, не имеющих легального статуса.

В общем, лозунг "все флаги в гости будут к нам" вновь актуален для России. И процесс трудовой миграции, естественно, нужно хорошо контролировать – в том числе и для того, чтобы трудовые мигранты не становились рабами. А такая тенденция, надо сказать, есть: работорговля процветает по всему миру. По оценкам европейских экспертов, современные работорговцы получают огромные прибыли – около 7 млрд евро в год, эта цифра сопоставима с мировым доходом в сфере наркоторговли. Согласно данным Международной организации по борьбе с рабством, около 27 млн человек в мире находится в неволе. Основная их доля приходится на страны Африки и Азии, однако и на "цивилизованном" Западе около 500 тыс. выходцев из Восточной Европы, Азии и Африки заняты рабским трудом в самых разных сферах деятельности – от сбора урожая до торговли наркотиками, а еще 500 тыс. женщин из других регионов занимаются принудительной проституцией. При этом решение проблемы рабства (как экономического феномена) осложняется тем, что в использовании подневольного труда оказываются заинтересованы вполне респектабельные западные компании. Ведь он позволяет повысить конкурентоспособность продукции, поскольку снижает затраты на оплату труда, налоги и социальные взносы. Актуальна эта проблема и в России, хотя практически невозможно подсчитать, какая доля из 5-миллионной армии трудовых мигрантов находится у нас в положении рабов.

Безусловно, рабский труд – особая сфера "занятости", которой должно вплотную заниматься не МЭРТ, а МВД. Однако и по части экономических мер можно кое-что предложить, чтобы максимально вывести из "тени" трудовую миграцию. Например, время от времени объявлять своего рода "амнистию" нелегалам. Так поступают власти Испании, где с 1991 г. было проведено уже 7 подобных "амнистий", которые дали возможность легализоваться в стране 2 млн трудовых иммигрантов. В ходе последнего такого мероприятия, начатого в феврале этого года, предполагается вывести из "тени" порядка 800 тыс. из 1,5-миллионной армии незаконных иммигрантов в стране. Право на легализацию имеет любой иммигрант, который зарегистрировался в Испании до августа 2003 г., имеет рабочий контракт на 3-6 месяцев, а также справку об отсутствии судимости. На период проведения этой "амнистии" (три месяца) в Испании приостановлено действие Шенгенских соглашений, так как власти опасаются большого притока незаконных иммигрантов из соседних стран ЕС. Однако игра стоит свеч, ведь из-за сокращения рождаемости страна давно уже не может обходиться силами коренного населения и уже сейчас ощущается дефицит кадров для низкоквалифицированных и тяжелых работ. К тому же подобные "амнистии" выводят иностранных рабочих из теневого сектора экономики, что способствует увеличению собираемости налогов и взносов в систему социального страхования. Интересно, насколько вырос бы бюджетный профицит в нашей стране, объяви у нас "амнистию" иммигрантам. К такой амнистии уже призывает Экспертный совет при уполномоченном по правам человека в России.

Но, к сожалению, проблема восполнения трудовых ресурсов в России осложняется не только несовершенством иммиграционного законодательства и непродуманностью соответствующей политики государства. Иммиграция затруднена, в первую очередь, враждебным отношением российского общества к приезжим, особенно к "гостям" с юга СНГ. Очевидно, что такое отношение возникло во многом на почве страха, причем не только перед террористической и криминальной, но и перед экономической угрозой. "Россияне испытывают совершенно иррациональный страх перед иммигрантами, – замечает Анатолий Вишневский. – И правительство, хоть и понимает, что иммиграция нужна, ничего делать в этом отношении не будет, поскольку знает, насколько непопулярны будут подобные меры".

Давно пора бы понять простые вещи. Во-первых, что, проявляя недружелюбие к выходцам из соседних республик, мы только провоцируем отчуждение и агрессию с их стороны. А во-вторых, что приезжие не отнимают у нас рабочие места: они просто делают за нас работу, которую мы делать не хотим (или уже рук на нее не хватает)... Вот ведь парадокс: нам кажется, что их слишком много, а на самом деле их должно быть вдвое больше.

Выбор читателей