Туркменбаши поддаст оранжевой революции газу

Ниязов явно тяготится подписанным в 2003 г. 25-летним (на 2004-2028 гг.) соглашением с РФ о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере и хочет переориентироваться на Украину




22-23 марта состоится визит в Ашхабад президента Украины Виктора Ющенко. То, что один из своих первых визитов лидер "демократической революции" совершит в гости к Туркменбаши, весьма примечательно: любая идея, в том числе демократическая, хороша лишь тогда, когда не отрывается от материи. Официально объявлено, что речь на украинско-туркменских переговорах будет вестись прежде всего о "совместных проектах в области энергетики", то есть, читай, – о газе. Впрочем, экономика и политика здесь идут рука об руку. "Ось добра" на пространстве СНГ, поджимающая "империю зла" в лице России, вполне может быть расширена за счет ниязовской Туркмении. Почему, в самом деле, Сапармурат Ниязов не может стать плечом к плечу с Ющенко и Саакашвили, если их демократический союз уже "разнообразил" коммунист Воронин?

С недавних пор Туркменбаши явно тяготится подписанным в 2003 г. 25-летним (на 2004-2028 гг.) соглашением с РФ о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере и хочет переориентироваться на Украину, чему Киев был бы, разумеется, несказанно рад. Согласно указанному соглашению, через 2 года Россия будет выкупать по существу весь туркменский газ: 60-70 млрд кубометров в год в 2007-2008 гг. и 80-90 млрд в последующий период. К 2007 г. как раз истечет срок действия пятилетнего (на 2002-2006 гг.) туркменско-украинского газового контракта. В настоящее время Туркмения продает Украине газ напрямую (36 млрд куб. м ежегодно, в текущем году Киев рассчитывает на 44 млрд), а роль России ограничивается транзитными услугами. "Газпром" тоже закупает туркменский газ, но в сравнительно небольших объемах для перепродажи его в республики Закавказья: в прошлом году такие закупки составили приблизительно 5 млрд куб. м, в 2005 г должны были возрасти до 6-7 млрд, а в 2006 г. – до 10 млрд кубометров. В дальнейшем "Газпром" рассчитывает не только сменить функции оператора поставок туркменского газа на Украину на функции продавца, но и закрыть за счет этого сырья потенциальную брешь в газовом балансе самой России.

Как известно, в начале нынешнего года разгорелся конфликт: Ашхабад перекрыл газовый кран и в ультимативной форме потребовал от Москвы и Киева пересмотра расценок на свой товар, а именно, поднять их с $44 за 1 тыс. куб. м на туркмено-узбекской границе до $60. Основным доводом в обоснование этого требования послужило то, что цены на клиринговую продукцию, поставляемую Россией и Украиной в счет оплаты газа (50% его стоимости, остальное – наличными), за последние 2 года возросли, по туркменским оценкам, в среднем в полтора раза. Это, жалуются туркмены, повлекло существенный рост себестоимости добычи газа – ведь основу встречных клиринговых поставок составляют материально-технические ресурсы для нужд нефтегазовой отрасли.

Киев практически сразу капитулировал, выторговав себе два доллара: согласно подписанному уже 3 января соглашению, на 2005 г. для поставок туркменского газа на Украину установлена цена в $58 за тысячу "кубов". Собственно говоря, украинцам деваться было некуда, поскольку их 5-летний контракт с Ашхабадом предусматривает ежегодный пересмотр цен. А вот "Газпром" уперся, так как цена в $44 для его закупок зафиксирована на 2005-2006 гг. упомянутым долгосрочным соглашением. Однако уперся и Туркменбаши, требуя "выравнивания" экспортных цен. В результате туркмены сейчас поставляют газ только Украине. В феврале глава "Газпрома" Алексей Миллер летал в Ашхабад на празднование 65-летия Ниязова, однако добиться возобновления поставок для России ему не удалось, несмотря на все прозвучавшие с обеих сторон заверения в сердечной дружбе.

Между тем, согласно имеющейся информации, в ходе своего визита в Ашхабад Ющенко будет обсуждать с Ниязовым вопрос о заключении между Украиной и Туркменией долгосрочного газового соглашения (кстати, подобный документ готовился к подписанию еще год назад при Леониде Кучме) по аналогии и, судя по всему, взамен российско-туркменскому. Интерес Киева можно понять: ему не только не нравится маячащая перспектива монополии "Газпрома" на газовые поставки на Украину, но и хочется поддержать за счет клиринга собственный экспорт. Кроме того, в планы Украины входит перепродажа туркменского газа в Европу, для чего предполагается создать "торговый дом" с участием Германии и Польши. В то же время при заключении долгосрочного соглашения туркменская сторона требует полностью отказаться от клиринга, допуская в качестве компромисса его сохранение на срок не более 3-5 лет, но при обязательной фиксации понижающего коэффициента стоимости украинской продукции, учитываемой в расчетах за газовые поставки. И это на фоне сохраняющихся разногласий по поводу цен на газ, который надо ведь на Украину еще доставить – в прошлом году стоимость его транспортировки от туркмено-узбекской до российско-украинской границы составляла примерно $17 на тысячу кубометров. При нынешних запросах Туркмении ее газ может оказаться для Украины просто не по карману. Словом, договориться Ашхабаду и Киеву будет сложно, но, разумеется, можно.

Остается "маленькое препятствие" – существующее 25-летнее соглашение между Туркменией и Россией. По данным источников в "Газпроме", Туркменбаши готов его разорвать, но боится санкций по линии международного арбитража. В этих условиях от туркменского президента можно ожидать чего угодно – например, сознательного провоцирования ссоры с Москвой с тем, чтобы предстать жертвой имперских козней и уже в этом качестве отказаться от прежних договоренностей. Правда, деваться со своим газом Туркмении все равно некуда – не считая ограниченных поставок на север Ирана, единственный экспортный маршрут проходит через Россию, а все альтернативные транзитные проекты существуют лишь на бумаге.

Не в интересах России, чтобы Украина "перехватила" весь туркменский газ. Это означало бы перспективу не только конкуренции данного газа с российским в Европе, но и вынужденного самоограничения экспорта "Газпрома" для покрытия потребностей внутреннего рынка. При наличии у Туркмении соответствующих договоренностей с Украиной и отсутствии таковых с Россией максимум, чего могла бы добиться Москва, так это воспрепятствовать, ссылаясь на ограниченную пропускную способность газотранспортной системы "Средняя Азия – Центр", появлению туркменского газа в Европе. Однако у нее не было бы правовых оснований блокировать прямые поставки на Украину в их нынешних объемах. Договорно же оформленные обязательства Туркмении перед Россией в случае одностороннего отказа от них Ашхабада (а без этого сколько-нибудь значимый прямой экспорт туркменского газа на Украину после 2006 г. невозможен) такие основания дают. Другое дело, что вспыльчивый Туркменбаши может решиться, несмотря на огромные убытки, полностью и надолго завернуть экспортный вентиль. Тогда и Россия понесет существенные валютные потери, закрывая свой и – во избежание "несанкционированных отборов" из экспортных газопроводов – украинский газовый баланс. Тем не менее, козыри в этой игре все-таки у Москвы.

Россия никогда не оставляла Украину без газа, не заламывала цены и, к тому же, прощала долги. Однако договариваться новый украинский президент предпочел не с Путиным, а с Туркменбаши. Это какое-то "дежавю": в 90-е годы Кучма и Ниязов тоже, бывало, подписывали газовые договоры, игнорируя Россию, а затем глядели на географическую карту, и все вставало на свои места.

Выбор читателей