На российском транспорте идет "гонка смерти"

Россияне гибнут каждый день, каждый час, каждую минуту: на суше, на воде и в воздухе – там, где есть какой-нибудь вид транспорта. В 2004 г. более 250 тыс. человек пострадали в результате транспортных происшествий




Россияне гибнут каждый день, каждый час, каждую минуту: на суше, на воде и в воздухе – там, где есть какой-нибудь вид транспорта. По крайней мере, такие жуткие выводы можно было сделать из доклада главы Ространснадзора Александра Нерадько, зачитанного им на коллегии этого ведомства.

В 2004 г. на всех видах транспорта в нашей стране погибли около 35 тыс. человек и более 250 тыс. были ранены. Более четверти миллиона людей лишились жизни или получили травмы в результате транспортных происшествий!.. но, похоже, эти цифры никого не впечатляют. Лидируют в "гонке смерти" автомобили: 99,9% погибших и раненых пострадали в ДТП. На втором месте – воздушный транспорт; водный и железнодорожный виды транспорта являются самыми безопасными.

Государство давно выпустило из рук рычаги влияния на безопасность своих граждан. Взять, например, автомобильный транспорт. Государственный автодорожный надзор, который и должен проводить в жизнь политику в области безопасности перевозок, насчитывает более 4 тыс. человек, что в 1,5 раза больше, чем в остальных видах надзора: авиационном, железнодорожном и водном. В него входит 83 территориальных управления. В 2004 г. было проверено около 130 тыс. автопредприятий, привлечено к административной ответственности руководители около 22 тыс. автохозяйств, приостановлено более 2 тыс. лицензий. Не правда ли, впечатляющие цифры? Однако все эти проверки и штрафы не могут остановить рост ДТП по ряду причин. Во-первых, существующие штрафы просто смешны – в 2004 г. по всей стране они составили чуть больше 4 млн рублей. Во-вторых, малоэффективны и сами проверки, проводящиеся зачастую лишь формально. Но самое главное не в этом. Если в авиации, к примеру, все авиакомпании лицензированы и отвечают ряду требований по авиационной безопасности, то перевозящий пассажиров автомобильный транспорт почти на 60% не лицензирован. Водители не проходят медкомиссии, продолжительность их работы не регламентирована, автомобили вовремя не ремонтируются и не осматриваются при выезде на линию. И спросить за это не с кого.

Вместе с тем, государство вообще планирует отменить выдачу лицензий на автомобильном транспорте (заметим, что в большинстве стран ни один автобус не выйдет в рейс без такого документа). Оставляет желать лучшего и подготовка водителей, не только профессионалов, но и "частников" в автошколах. В стране появилась масса "школ", пекущих водителей, как блины на Масленицу, в самые короткие сроки. Заплати деньги – и можешь вообще не ходить на занятия. В ГИБДД к экзаменам подходят тоже формально – деньги, зачастую, выступают для инспекторов главным аргументом при выдаче водительского удостоверения тому или иному гражданину. В результате, на дорогу выезжают "чайники", которые являются потенциальными убийцами. Что касается автодорог, они мало отвечают мировым требованиям даже в Москве, не говоря уже о регионах.

Материальная часть значительного числа автотранспортных средств изношена на 80%, а отдельные виды автомобилей, как, например, злополучные "ГАЗели", вообще не предназначены для перевозки пассажиров. Недаром министр транспорта РФ И.Левитин, присутствовавший на коллегии, пригрозил вообще снять их с эксплуатации.

Не лучшим образом обстоят дела и на железнодорожном и воздушном видах транспорта, несмотря на небольшие цифры людских потерь. Так, на железных дорогах в 2004 г. произошло 4 крупных крушения, увеличилось количество сходов поездов с рельсов. На 20% выросло число столкновений при маневрах. На 75% возросло количество столкновений поездов на железнодорожных переездах с автобусами и автомобилями; в них пострадал 261 человек и погибли 75.

Продолжается рост числа катастроф на воздушном транспорте: в минувшем году их оказалось в 3 раза больше, чем в 2003-м, число погибших увеличилось почти в 2 раза. При этом до сих пор меры по увеличению безопасности в авиации остаются неэффективными. Это касается прежде всего мер по предупреждению террористических актов: как показывает практика, даже после двойного теракта на самолетах в августе прошлого года проверка пассажиров в аэропортах проводится спустя рукава. Очень остро стоит и проблема, связанная с поставкой "левых" запчастей для самолетов и вертолетов, из-за которых на 25% увеличились отказы авиатехники в полете; этот и некоторые другие факторы вызывают длительные задержки авиарейсов примерно в 40% авиакомпаний. Летный состав работает на износ, а указ об ограничении их работы в воздухе уже целый год лежит под сукном в Минтрансе.

Абсурдным выглядит то обстоятельство, что надзор за морским транспортом осуществлять не государству, а частными лицами. Анализ аварийности на этом виде транспорта говорит о том, что такое положение вещей не идет ему на пользу: количество аварий на море в прошлом году выросло на 50%. Большинство происшествий связаны с низким контролем за деятельностью штурманов и капитанов морских судов, с их ошибками и промахами.

По мнению независимых экспертов, необходимо как можно быстрее принять закон об общей транспортной безопасности, обеспечить его финансово, ввести принудительными методами лицензирование всех видов транспортных средств, ужесточить до предела наказание водителей за вождение в нетрезвом виде, за лихачество и превышение скорости, а нерадивых руководителей снимать с работы. Однако мало принять правильные законы или какие-то ограничения – надо строго следить за их исполнением. Иначе все останется по-прежнему.

Выбор читателей