Россия без Плющенко – и без медалей

После сенсации со знаком "минус" – отказа Евгения Плющенко продолжать выступления на чемпионате мира из-за обострения травмы, сенсацию со знаком "плюс" устроил великолепный швейцарец Стефан Ламбьель


Фото AP



Недаром до начала первенства мира по фигурному катанию специалисты рассуждали о том, что четырех комплектов золотых медалей России на этом первенстве не видать. После блистательного успеха россиян на чемпионате Европы в Турине, который смело можно было считать "олимпийской пристрелкой", общественность, как говорится, взволновалась... Увы, в этом виде спорта часто все зависит не только от спортивной составляющей, и потому Международный союз конькобежцев (ИСУ) весьма пристально следит за тем, чтобы по возможности никого не обижать и не допускать подавляющего преимущества той или иной страны. Так что России заранее "не светили" абсолютные достижения. Вопрос был лишь в том, в каких видах придется поступиться золотыми медалями в угоду неким таинственным раскладам ИСУ.

В том, что она из попыток лишения России золотой медали будет предпринята в том виде программы, где, казалось бы, нам волноваться нечего, сомнений, увы, не было. Накануне Олимпиады сенсации просто были необходимы – а что может быть сенсационнее, чем провал фаворита? Да еще и в родных стенах! Нельзя сказать, что Евгений Плющенко был обречен на поражение еще до начала чемпионата мира. Но перспективы такие читались легко, особенно ввиду состояния здоровья Жени.

Нынешний сезон – вообще какой-то нездоровый. Начался он с кошмарной травмы Татьяны Тотьмяниной, а завершился несколькими скандальными сходами с дистанции. Вначале японец Такеши Хонда, пропустивший из-за травмы почти весь прошлый сезон и несколько крупных турниров нынешнего, не смог закончить выступление в квалификации и покинул "Лужники" на карете "Скорой помощи". Затем в парном катании, выйдя на разминку перед произвольной программой, отказались выступать двукратные чемпионы мира Сю Чен и Хонгбо Чжао из Китая. Ну и наконец, к величайшему огорчению всех российских болельщиков, не смог выйти на лед с произвольной программой Евгений Плющенко. Скорее всего, он и выступать-то начал под давлением Федерации фигурного катания России – ведь в случае его удачного выступления страна получала 3 места в олимпийской программе мужского одиночного катания. Теперь этого не произойдет – и остается лишь сожалеть, что в России нет фигуриста, который мог бы составить конкуренцию Плющенко. С уходом Алексея Ягудина, к сожалению, в мужском катании образовалась брешь, которую один Плющенко закрыть просто не в состоянии. Ни Андрей Грязев, ни Сергей Добрин, при всем к ним уважении, ничего серьезного на мировом уровне в Москве не продемонстрировали. Почему так получилось – один из серьезнейших вопросов, которые могут быть заданы президенту федерации Валентину Писееву, и не факт, что у него найдется достаточно серьезный ответ...

Среди тех спортсменов, кто претендовал на высшие места, есть один, кто в открытой борьбе уже сумел нанести поражение Плющенко, – француз Бриан Жубер. После короткой программы он шел на втором месте (лидировал швейцарец Стефан Ламбьель, а Плющенко после срыва четверного прыжка шел третьим). Однако, будто бы слишком расслабившись – или огорчившись! – после известия о сходе Евгения, Жубер еще до выступления потенциальных конкурентов провалил произвольную программу и в результате вообще остался без медали. А ведь его короткая программа, поставленная Татьяной Тарасовой, была великолепной, что дает основания считать спортсмена фаворитом на любом турнире. Что ж, доказывать это французу предстоит в будущем сезоне – пока он занял лишь шестое место, а это – сенсация со знаком "минус".

Любопытно, что и Ламбьель, и канадец Джеффри Баттл, и американец Эйван Лайсачик впервые стали призерами чемпионатов мира. То есть перед нами абсолютно новое поколение фаворитов мирового фигурного катания. Кстати, Баттл и Лайсачек работают с российскими хореографами и тренерами. Программа Баттла сделана Рафаэлем Арутюняном, и катается американец на ту же музыку Рахманинова, что ранее использовал другой ученик Арутюняна – россиянин Александр Абт. Баттл не избежал срывов – дважды упал в произвольной программе, но всего остального, что он продемонстрировал на московском льду, с лихвой хватило для серебра. Лайсачеку ставил программу Олег Эпштейн, успешно работавший в свое время с Ириной Лобачевой и Ильей Авербухом. Бронзовый призер чемпионата США также выступил сенсационно – дебютант мирового первенства не спасовал, показал второй результат в произвольной программе и в целом вполне заслуженно оказался на пьедестале почета.

Ну а совершенную сенсацию, словно по заказу ИСУ, "организовал" великолепный швейцарец Ламбьель. Его золотая медаль – первая для Швейцарии за всю историю фигурного катания. Стефан Ламбьель продемонстрировал весь джентльменский набор чемпиона мира и нового фаворита олимпийского сезона. Стройный, очень гибкий и пластичный фигурист, Ламбьель эксплуатирует эти свои природные данные не бездумно, а очень тщательно, порой даже в ущерб "попсовой" выразительности ради цельности и спортивной насыщенности выступления. Его прыжки высоки и красивы (хотя, справедливости ради, отметим, что два прыжка в произвольной программе Ламбьель все же сорвал), дорожки шагов оригинальны и весьма сложны, вращения – виртуозны и оригинальны, они заставляют вспомнить непревзойденного мастера этих элементов, великого канадца Толлера Крэнстона. К тому же Ламбьель очень музыкален, что выгодно отличает его от множества нынешних мужчин-одиночников. Его схватка в Турине с Плющенко, если Евгений будет в хорошей спортивной форме, станет, безусловно, украшением олимпийского сезона.

Прямая речь

Стефан Ламбьель, Швейцария (золотая медаль):
Удивительно, но в Москве я катался для своих зрителей. Очень теплый прием оказала московская публика. Перед началом выступления я, естественно, нервничал, но кататься здесь мне было очень легко. Когда я сорвал первый прыжок (прыгнул одинарный аксель вместо тройного), особого дискомфорта не испытал. Прыгнул комбинацию из четверного и тройного, а затем еще один четверной. Вообще, должен отметить, что прыгалось мне в Москве как-то легко.
Я услышал о том, что Плющенко снялся с произвольной программы, за несколько часов до начала соревнований. И должен признаться, меня это расстроило. Плющенко – лучший фигурист мира. Я бы очень хотел выиграть у него сегодня. Надеюсь, что такой шанс мне еще представится.

Джеффри Баттл, Канада (серебряная медаль):
Я очень горжусь тем, что сумел завоевать второе место. В этом сезоне я внес много изменений в свою работу, но никак не мог предположить, что результат проявится так быстро. Это значит, что я принимал верные решения.
Если говорить о новой системе судейства, то очевидно, что она работает. После Солт-Лейк-Сити были необходимы кардинальные изменения. Нынешняя система поощряет именно подготовку спортсмена к конкретному соревнованию, комплексно оценивая сочетание артистизма и техники. Теперь большее значение имеет то, как ты откатал программу, а не то, как тебя зовут.

Эван Лисачек, США (бронзовая медаль):
Еще неделю назад я бы ни за что не поверил, что займу третье место на чемпионате мира. Но сейчас, огладываясь на прошедшую неделю, могу сказать, что я поймал кураж и показал очень хорошее стабильное катание. Это отразилось на результате. У меня и было две цели приезда – это получить удовольствие и поучиться. Что касается того места, которое я занял, то могу сказать, что я даже немного им шокирован. Сегодня я показал не лучшее свое катание. Но во время выступления почувствовал уверенность и несколько успокоился после того, как мне удались первые два прыжка. Теперь у меня есть стимул тренироваться еще больше и лучше. Также я очень доволен, что теперь у сборной США есть три места на Олимпийских играх.

Алексей Мишин, тренер Евгения Плющенко:
Женя сейчас находится не в тех кондициях, чтобы выступать на уровне, достойном чемпиона мира. Мы старались использовать все возможности, чтобы постараться сохранить форму во время этого чемпионата, но их оказалось слишком мало.

Андрей Грязев, Россия (11 место):
В этом году я поставил новый четверной прыжок. Когда он стоит в начале программы, после него продолжать очень сложно. Он забирает много сил, и чтобы это делать, нужно больше тренировок. Сегодня мне удалось собраться под конец программы, набрать хороший ритм, сделать четверной, но этого мало. Где-то осторожничал, потому что было очень тяжело физически.
Конечно, когда узнал что Плющенко снялся, расстроился. Ушел лидер команды и это, безусловно, сказалось на всех остальных. Но и в то же время нужно было продолжать кататься и не останавливаться. Для меня было важно показать то, на что я готов.

Татьяна Тарасова, тренер Андрея Грязева:
С чем-то Андрей справился неплохо, что-то провалил. В этом году сделал четверной, но после него не смог раскрыться. Так и крутил дальше четыре оборота. Почему так получилось? Потому что, когда четверной входит в программу, он ее очень меняет. Я не оправдываю Андрея. Конечно, я недовольна его выступлением, но из молодых мало кто вообще пробовал четверной. Я хотела его сегодня отменить, но Андрей сам сказал, что будет прыгать. Это заслуживает уважения. Он прекрасно справился с короткой программой, но в ней не было четверного. Сейчас получилось наоборот. Работа предстоит большая. В свое время мы очень долго ждали, когда "выстрелит" Климкин. А он откатался всего один раз. Каждый идет к своей мечте разными путями. Такого вундеркинда, как Алексей Ягудин, не каждый год рождает земля русская. За него мы были уверены, что он Олимпиаду выиграет. Сейчас такой уверенности нет. Ни в ком из мальчиков. Но свято место – пусто не бывает.

Сергей Добрин, Россия (17 место):
Несмотря на то, что это мое первое выступление на таком крупном соревновании, я считаю, что откатал свою программу очень даже неплохо. Сделал почти все элементы, но дались они мне трудно. Я узнал, что буду выступать на чемпионате мира за два дня до его начала, после того как вернулся с юниорского мирового первенства. Выступать на двух таких серьезных стартах подряд мне очень тяжело чисто физически. Даже не рассчитывал быть в "десятке", потому как, выступая первый раз на таком турнире, понимал, что судьи мне высоких оценок не поставят.

Выбор читателей