После выборов-2008 ничего в России не изменится

Россия живет относительно спокойно от одних президентских выборов до других, а точнее – через выборы, поскольку у нас пока и Ельцин два срока правил, и Путин – два… Что ожидает страну в 2008 году?




Вся новейшая российская история показывает: страна живет относительно спокойно от одних президентских выборов до других, а точнее – через выборы, поскольку у нас пока и Ельцин два срока правил, и Путин – два… Что ожидает страну в 2008 году? С этим и другими вопросами обратился к главе президентской администрации Дмитрию Медведеву журнал "Эксперт".

Отвечая на традиционные "страшилки" аналитиков, Дмитрий Медведев пояснил, что риск резкого изменения вектора развития страны сохраняется, и это несмотря на то что, по словам кремлевского чиновника, в настоящее время не существует серьезной угрозы политического устройства страны. Кроме того, говорит Д.Медведев, последнее пятилетие ознаменовалось стабильным развитием государства. Конечно, считают в Администрации президента, нынешний риск куда как меньше того, что был в 1996 г., когда к власти могли прийти коммунисты, еще не остывшие от реальной власти, которая была у них до начала 90-х гг. прошлого века.

Вместе с тем Дмитрий Медведев считает, что Россия может исчезнуть как единое государство, если не удастся консолидировать элиты в стране. С географических карт были смыты целые империи, когда их элиты лишились объединяющей идеи и вступили в смертельную схватку между собой, заявил Д.Медведев.

Однако раскачать общество могут, по его словам, терроризм, бедность и преступность. Кроме того, считает собеседник журнала "Эксперт", вся российская история показывает, что легальный переход власти в России всегда сопряжен с трудностями, будь то царское время (проблемы кровного родства), или во времена Советского Союза, когда боролись различные партийные группировки. Сегодня, по мнению главы президентской администрации, в стране есть замечательный шанс создать традицию передачи власти законным путем на основе реальной демократии. Только многократное повторение подобной традиции, по словам Д.Медведева, способно создать прочную основу демократической власти в России. И все же… Основной риск 2008 г. по Медведеву – это "дестабилизация общественной жизни, возникшая вследствие актов террора и грубых экономических ошибок и проходящая на основе масштабной драки элит". Отсутствие стабильности ведет к переделу собственности, возникновению региональных барьеров, сепаратизации общественной и хозяйственной сфер.

Одной из важных тем беседы явилось беспрецедентное давление Запада на Москву. По мнению Дмитрия Медведева, в настоящее время Россия укрепилась как внешне, так и внутренне, и стала полноценным игроком на мировой арене. Понятно, что другим это не нравится, вызывает досаду, ломает сложившиеся геополитические альянсы и пасьянсы. По мнению кремлевского главного администратора, России необходимо идти своим путем, ни в коем случае не вилять и не оглядываться на мнение соседей. В связи с этим Дмитрий Медведев напомнил о все тех же 90-х гг., когда Россия как государство была слаба и мало что значила в мировой геополитике: "Какие бы проблемы ни переживала наша страна, какие бы противоречия ее ни раздирали, какие бы ошибки ни совершались во внутренней и внешней сферах, наши партнеры оставались к ним равнодушны. Оно и понятно. Слабое государство уязвимо и неопасно".

Свобода слова – вот еще жупел или дубина (понимай как знаешь), коими размахивает западная демократия. По мнению Дмитрия Медведева, положение и состояние российских СМИ полностью соответствует той ступени развития государства и общества. Тут, как говорится, поподробнее с этого места. Итак, считает глава администрации президента Путина, несвободны те СМИ, которые контролируются какой-либо одной группировкой - властной, олигархической или сектантской. К тому же очень часто степень контроля выходит далеко за рамки обычных корпоративных процедур в коммерческой организации. Если же власть крепко привязана в информационном поле к какой-либо бизнес-структуре, возникает олигархическое телевидение второй половины 90-х гг. прошлого века. И свобода слова здесь ни при чем, считает Д.Медведев.

Понятно, что без так называемого дела "ЮКОСа" в разговоре нельзя было обойтись. Существует ли в России легитимность собственности? "Гражданский кодекс и другие законы в сфере гражданского права сегодня у нас одни из самых современных в мире. Проблема, очевидно, в другом. Во-первых, нашим отношениям собственности не хватает стабильности. Норма права есть, а спокойствия нет. Вот корень всех опасений, - ответил Д.Медведев и продолжил. - Приватизация 90-х гг. была революционна, проходила быстро, правила менялись и были не всегда продуманны. Отсюда обеспокоенность: придут и отнимут под надуманным предлогом. Надо закрыть эти опасения юридически корректным способом".

Эффективность рынка. Тут глава кремлевской администрации заявил, что оценивает традиционный капитализм как тупиковый путь развития экономики. С одной стороны считается, что государство объективно худший хозяин, чем частник. С другой – опыт таких стран, как Норвегия, показывает, что и очень крупные государственные компании могут быть эффективными. "Думаю, что и у нас государственные компании далеко не исчерпали своего потенциала. К тому же в масштабах России частному бизнесу всегда было трудно в одиночку. Есть сферы деятельности (например, оборонная промышленность, транспортная система страны), где, я уверен, государственное присутствие сохранится очень надолго", - заявил Д.Медведев.

В прошлом году власть много говорила о необходимости усиления социальной роли и ответственности бизнеса, предполагается даже, что именно это усиление избавит страну от бедности. Однако есть и другое мнение: пусть частный бизнес развивает рынок, а с бедностью борется государство. И тут Дмитрий Медведев активно возражает: "Надо честно признать: государству в одиночку не справиться с бедностью. Кроме того, это закрепляет вредные патерналистские подходы в головах у людей". Такая психология, что "я бедный, сирый, пусть государство мне поможет, бизнес не для меня, а для кровососов-предпринимателей", должна быть признана вредной. "С подобной психологией мы будем бороться. Взаимная ответственность государства и бизнеса за дела в стране - именно то, что нам нужно", - заявил в заключение глава администрации президента России Дмитрий Медведев.

Выбор читателей