К Путину летит революционный Boeing

Представители башкирской оппозиции намерены передать в кремлевскую администрацию письмо с требованием отставки Муртазы Рахимова. Для доставки своих сторонников в Москву оппозиционеры зафрахтовали Boeing




Массовые акции протеста, которые последние месяцы сотрясают Башкортостан, грозят выплеснуться на центральные улицы российской столицы. Седьмого апреля представители объединенной башкирской оппозиции намерены передать в кремлевскую администрацию письмо с требованием отставки президента республики Муртазы Рахимова "за массовые нарушения федеральных законов, прав и свобод граждан, расхищение и присвоение республиканской собственности, коррупцию всей исполнительной власти". Мероприятие будет сопровождаться пикетом у "Соловецкого камня" на Лубянской площади под лозунгом "Башкирия – это политический ГУЛАГ!", на котором организаторы обещают представить "факты и свидетельства массовых нарушений прав человека семейно-клановым режимом Рахимова".

Под обращением с требованием отставки башкирского президента собрано более 100 тыс. подписей жителей республики. Как сообщил на пресс-конференции в Москве председатель координационного совета башкирской оппозиции Рамиль Бигнов, главная цель планируемых ими акций протеста – привлечь внимание центра к проблемам республики. Проблемы эти хорошо известны: национальные автономии России до сих пор имеют весьма условное отношение к демократии – даже к такой "управляемой", как в Москве. Политологи характеризуют такой строй как "восточную деспотию модернизированного образца", в основе которой лежит мощная клановая система. Москве с кланами ссориться себе дороже, поэтому до сих пор и действуют негласные соглашения с "пожизненными" президентами таких республик: те гарантируют сохранение стабильности на подведомственной территории и "правильное" голосование на федеральных выборах, а их не просят с насиженного места. Президента Татарстана Минтимера Шаймиева вот даже специально просили остаться: лидера, способного твердо держать в кулаке такой регион, пришлось бы еще поискать.

У Муртазы Рахимова дела обстоят хуже: оппозиция, деморализованная было "самоотводом" предпринимателя Сергея Веремеенко в ходе последней президентской предвыборной кампании, в последние месяцы резко активизировалась. Отмена льгот дала хорошую почву для роста протестных выступлений, а события в Благовещенске обострили ситуацию до предела. Потом на горизонте очень кстати возникла муниципальная реформа. В Башкирии (как, кстати, и в Татарстане) глав местного самоуправления (МСУ) отродясь не выбирали, по местным законам президент их просто назначал. Однако возникла необходимость "привить" на национальную почву новые общефедеральные правила игры в местное самоуправление. Разумеется, башкирские власти сделали все необходимое для того, чтобы получить правильные результаты народного волеизъявления в ответ на правильно поставленные вопросы. По результатам недавно прошедшего в республике референдума новое МСУ будет мало чем отличаться от дореформенного. Из двух предложенных федеральным центром способов устройства МСУ в Башкирии выбрали тот, который позволит президенту республики контролировать процесс назначения мэров – пусть даже это и будет связано с некоторыми формальностями демократического образца. В России, кстати, преобладает та же тенденция, так что выбору Башкортостана особо удивляться не приходится.

Однако республиканская оппозиция использовала этот повод на полную катушку. После того как Центризбирком республики проигнорировал подписи, собранные оппозицией в поддержку альтернативного референдума, протестные выступления разгорелись с новой силой. Судя по всему, представители оппозиции прекрасно понимают, что самая выигрышная стратегия – доказать Москве, что Рахимов ситуацию в республике не контролирует и что ему противостоят достаточно внушительные силы, в том числе и среди местных элит. Поэтому организаторы акций протеста хоть и обещают действовать "в рамках закона", но активно используют символику оранжевой революции. "Грузия – Украина – Киргизия. Следующая остановка возможна в Башкирии", пообещал вчера Рамиль Бигнов. 1 мая революционеры начнут бессрочное пикетирование здания администрации президента Башкирии, намереваясь также развернуть там палаточный городок (напомним, что оранжевые палатки появились на площадях Уфы еще в феврале). Оппозиция, объединяющая региональные отделения 17 всероссийских партий и общественных объединений, намерена также продемонстрировать, что пользуется поддержкой местного бизнеса. Для доставки своих сторонников в Москву оппозиционные силы Башкирии зафрахтовали, ни много ни мало, Boeing. "С нищей оппозицией никто разговаривать не будет. Мы сплочены, организованны, и имеем финансовый ресурс. Но поддерживают нас не из-за рубежа, а наши родные башкирские бизнесмены", – объяснил Бигнов.

Вокруг "революционного рейса" бушуют серьезные страсти. Как утверждают оппозиционеры, башкирские власти, "с целью не допустить утечки информации за пределы республики", оказывают давление на авиакомпанию "WIM Avia", билеты на рейс которой (все 220) были закуплены оппозицией. Так что члены Координационного совета объединенной оппозиции на всякий случай связались с центральным руководством авиакомпании "WIM Avia" и предупредили ее о недопустимости невыполнения оплаченного рейса по политическим мотивам. Теперь любая задержка: техническая неисправность самолета, анонимные звонки о заложенном взрывном устройстве и т.д. – будет расцениваться как провокация со стороны башкирской власти в отношении данного конкретного рейса. Не самая удачная, потому что большая часть протестующих против "башкирского ГУЛАГА" отправится в Москву более традиционным транспортом: на поездах и автобусах.

Таким образом, завтра оппозиция намерена предъявить Кремлю своего рода "оранжевый ультиматум". Как заявил вчера на пресс-конференции еще один представитель объединенной оппозиции, председатель объединения "Русь" Анатолий Дубовский, революционеры от лица субъекта федерации апеллируют к федеральному центру. "Наша оранжевость направлена только против коррумпированной власти Башкортостана. Других целей мы не ставим", – объяснил он. Тем не менее, представители башкирской оппозиции предупреждают: если в Москве будут пренебрегать требованиями жителей республики, то народные протесты могут выйти из-под контроля. В этой ситуации российского президента, с недавних пор взявшего на себя всю ответственность за персональный состав регионального руководства, ждет нелегкий выбор. Пойти на поводу у революционеров, путь пока и законопослушных – значит спровоцировать волну подобных выступлений по всей стране: мало ли кому завтра придет в голову взять власть в свои руки аналогичным способом? Силовые методы тушения социального пожара, как показывает пример Благовещенска, тоже не всегда срабатывают. Да и на международную общественность оглядываться все-таки приходится. Прямые выборы глав регионов, какими бы условными они не были, помимо всего прочего служили еще и специфическим клапаном для сброса накопившегося напряжения, причем вполне легитимным образом (если, конечно, закрыть глаза на эксплуатацию административного ресурса и "черного пиара"). Теперь этот клапан перекрыт, и каким образом федеральный центр будет избавляться от растущего социального напряжения на местах, не совсем понятно.

Выбор читателей