Саакашвили готовит ураганный огонь

Грузия сегодня покупает столько оружия, будто собирается вести многолетнюю войну. На оснащение армии в стране, где не хватает денег на выплату зарплат и пенсий, тратятся огромные средства




Михаил Саакашвили дал понять, что переговорный процесс с руководством Южной Осетии и Абхазии в нынешнем формате не имеет смысла. В Сухуми и Цхинвали прекрасно понимают, что Грузия, столкнувшись с тем, что ее инициативы не устраивают непризнанные республики, прибегнет к силовому решению конфликта уже в самом ближайшем будущем. О возможности такого сценария свидетельствует слишком многое, и в первую очередь – военные приготовления Грузии.

В недавнем интервью телекомпании "Рустави-2" Михаил Саакашвили сообщил, что Тбилиси категорически отклонил предложение о проведении в Сочи встречи президентов России, Грузии и лидеров Абхазии и Южной Осетии. "Идея о том, что наша встреча должна пройти вместе с этими группами, изначально является для Грузии неприемлемой, и это хорошо понимают русские, – подчеркнул Саакашвили. – Наша мысль заключалась в том – и с этим согласилась российская сторона, – что эта встреча имеет смысл только тогда, когда две стороны заранее определятся и договорятся в отношении каких-то конкретных вопросов. Мы не находимся в той старой системе – мы находимся в системе, в которой все государственные решения заранее очень скрупулезно готовятся с учетом интересов обоих сторон, нет никаких сюрпризов, нет никаких эксцессов, и две страны говорят как два государства. Встреча ради встречи, как мы понимаем, смысла не имеет".

Главный смысл жизни президент Грузии видит в борьбе с "империей": "Мы никогда не должны ждать, что скажут или сделают другие – мы должны знать, что важно для нас. Мы сегодня живем в уникальной ситуации, когда Грузия стала не только фактом, но и фактором. У нас реально появляется исторический шанс разорвать это наше географическое и политическое проклятие, преследующее нас столько веков. Разорвать раз и навсегда и выйти туда, где наше место – в европейскую цивилизацию". Что же нужно сделать для уничтожения проклятия, нависшего над чиновниками в Тбилиси? У Саакашвили есть ответ: "Мы делаем все для разрушения империи... Идет разрушение прежних взаимоотношений на нашем пространстве, и Грузия приобретает здесь совершенно иную роль". Такое ощущение, что грузинский лидер возомнил себя спасителем человечества, которое сильно страдает из-за застоя на постсоветском пространстве. Вопрос только в том, кто определяет задачи – ближайшие и в перспективе – президенту демократической Грузии, если чиновники в этой стране получают зарплату из закромов г-на Сороса?

Но для того, чтобы обрушить свой праведный гнев на ненавистную "империю", сначала предстоит окончательно разобраться с "имперскими приспешниками" – с теми, кто никак не желает входить в состав Грузии. Ведь никто не тянул за язык Саакашвили, когда он объявил присоединение Абхазии главной целью своего президентства. А если кровь, если война, если заполыхает весь Кавказ? Интересно, помнят ли в Тбилиси о том, что революция имеет свойство пожирать своих детей?

Грузия сегодня покупает столько оружия, будто собирается вести многолетнюю войну. Тревогу забили даже эксперты миссии ОБСЕ, которых трудно упрекнуть в антигрузинских настроениях. Представители этой организации в одном из последних отчетов отметили высокую вероятность попыток Тбилиси восстановить контроль над Южной Осетией силовым путем. Миссия не фиксирует реальных шагов со стороны грузинского руководства по продвижению переговорного процесса. Грузия приостановила работы по демонтажу оборонительных сооружений в районе противостояния. Зато, по свидетельству очевидцев, появляются новые укрепления, а также участились случаи демонстративной стрельбы с обеих сторон. Кроме того, наращивается военная группировка в зоне конфликта, что нарушает все договоренности, достигнутые ранее. 4-я бригада Минобороны Грузии переброшена к Южной Осетии и расквартирована в Гори. У административных границ непризнанной республики грузинские военные в форсированном режиме продолжают усиленную боевую подготовку. На оснащение армии в стране, где не хватает денег на выплату зарплат и пенсий, тратятся огромные средства.

По последним данным, Минобороны Грузии закупило самолеты МИГ-23 в Узбекистане, самолеты L-159 "ALCA" и танки Т-72 в Чехии, артиллерийские системы калибра 122 мм в Болгарии, вертолеты на Украине, системы ПВО на Украине и в Чехии. Главной проблемой грузинской армии является низкая боеспособность подразделений. Но, судя по всему, в Тбилиси решили взять другим – массовостью и ураганом огня. По мнению экспертов, в случае возникновения серьезных инцидентов с применением силы российские миротворцы уже будут не в состоянии их локализовать. Более того, грузинские и осетинские батальоны в составе миротворцев могут поддержать конфликтующие стороны. А это уже перспектива полноценной войны.

Поначалу, сразу после свержения Шеварднадзе, "розовые революционеры" изучали обстановку и делали пробные заявления в адрес не желающих возвращаться под грузинское крыло Сухуми и Цхинвали. Затем была предпринята попытка "разведки боем" – летом прошлого года несколько грузинских батальонов высадились на высотах вблизи столицы Южной Осетии и повели ее планомерный обстрел. Но военная операция провалилась, выявив неподготовленность напавшей стороны. После этого в Тбилиси приготовили "пряник": с новой силой зазвучали предложения Абхазии и Южной Осетии вернуться в лоно единой Грузии на правах расширенных автономий. При этом "автономия по-грузински" выглядела так: все силовые функции отходили центру, который вводил единую валюту и устанавливал жесткое налогообложение, оставляя строптивым окраинам лишь право на культурную и языковую самостоятельность. Учитывая тон и время новых заявлений г-на Саакашвили (за месяц до визита Джорджа Буша), можно сделать вывод, что скоро Южной Осетии и Абхазии будет предъявлен ультиматум из Тбилиси. Впрочем, все может произойти и без "объявления войны" – оповещать Москву Грузия не намерена, а согласие Вашингтона рассчитывают получить в скором времени.

О том, какое значение сегодня придают в Тбилиси военным приготовлениям, свидетельствует заявление главы Минобороны Ираклия Окруашвили, который считается главным "ястребом" в президентской команде ("голубей" там уже нет совсем). "Грузия в этом году имеет самый большой военный бюджет среди стран Южного Кавказа – он равен годовому бюджету государства в период правления Эдуарда Шеварднадзе, – заявил журналистам глава военного ведомства на открытии широкомасштабных артиллерийских учений близ Ахалцихе. – В конце 2005 г. Грузия будет иметь армию, способную выполнить задачу, которую поставил мне президент, назначая на пост министра". Напомним, назначая нового министра обороны в конце прошлого года, Саакашвили заявил, что Окруашвили останется на этом посту, пока не будет восстановлена территориальная целостность страны. По данным парламента Грузии, военный бюджет страны в этом году составит около $300 миллионов.

Выбор читателей