Катастрофа в Москве – первая ласточка системного кризиса

Катастрофа, аналогичная той, что произошла на прошлой неделе в Москве, с таким же успехом может повториться и на транспортных путях, и в коммунальном хозяйстве – там, где главным акционером является государство




Крупнейшая за все время существования российских электросетей катастрофа, случившаяся в минувшую среду, затмила собой все прочие события прошедшей недели. Буквально через несколько часов после того, как на злосчастной подстанции "Чагино" произошла авария и российская столица и ее южные окрестности начали погружаться в хаос, во властных (и не очень) кругах уже вовсю шел поиск виновных в произошедшем.

Принимая во внимание непоколебимый постулат о том, что во всем и всегда в этой стране виноват Чубайс, поиск не оказался особенно сложным. Это окончательно стало понятно после заявлений президента страны, прокуратуры, ряда наиболее словоохотливых депутатов, а также представителей столичных властей, мотивация которых, заметим, выглядит наиболее понятной.

Нет ни малейшего сомнения в том, что московское светопреставление будет иметь самые далеко идущие последствия как экономического, так и политического свойства. Хотелось бы остановиться на наиболее важных из них.

Прежде всего, это касается пресловутой реформы РАО "ЕЭС", крайне неоднозначно воспринимаемой в российском обществе. Авария на энергосетях московского региона повлекла за собой мгновенную активизацию противников реформирования и им сочувствующих. Отличительной особенностью этой критической волны стали обвинения, построенные преимущественно на эмоциях, догадках и предположениях, а не на реальных фактах. Все кому не лень старательно и со знанием дела обвиняли руководство РАО в разделении Единой энергетической системы на отдельные коммерческие предприятия. Именно это, по мнению бесчисленных "судей", и привело к столь серьезным последствиям. Забавно, что при этом никто почему-то не задумался о том, что авария произошла вовсе не на одной из генерирующих компаний (напомним, что, согласно концепции реформы, они должны быть выделены из единой системы с целью формирования конкурентной среды на рынке электроэнергии). Напротив, виновником катастрофы стал сетевой объект, который, в соответствии с планом реформы, должен оставаться под контролем государства. Фактически это означает, что подобная авария могла бы случится независимо от того, проводилось в России реформирование электроэнергетики или нет. По крайней мере, создаваемая новая структура энергетической отрасли не имеет к произошедшему никакого отношения.

Тем не менее, события прошлой недели обнажили масштабные проблемы, выходящие далеко за рамки одной только энергетики. Как известно, главной целью реформирования отрасли являлось формирование системы привлечения в нее инвестиций, в том числе и в то самое оборудование, отказ которого привел к столь тяжелым последствиям. Парадокс ситуации заключается в том, что в государственно-монопольной системе любое инвестирование, за исключением разве что государственного, видится крайне проблематичным. Как бы ни разворачивалась реформа по демонополизации энергетики, сети навсегда останутся во владении и под ответственностью государства. Это означает, что принятие любого решения по инвестированию в сетевое хозяйство, равно как и по любым другим действиям в отношении сетей, невозможно без волевого решения сверху. Нынешнее руководство РАО является лишь управляющим элементом системы, решающее слово в которой все равно остается за главным акционером – государством. Как нам хорошо известно, никаких стратегически важных решений этим акционером до сиих пор предпринято не было. Сохраняя контроль за стратегическими инфраструктурными областями, такими как газодобыча, энергетика, связь, ЖКХ, государство зачастую продолжает оставаться главным, но крайне неэффективным собственником, некомпетентным и не способным к эффективному стратегическому управлению. Авария на электросетях во всей полноте продемонстрировала глобальный кризис, в котором уже не первый год находится вся система управления экономическими процессами в России.

Никакое руководство РАО и никакой Чубайс в принципе не могут подменить государство – главного собственника, главного акционера инфраструктурных объектов экономики. Абсолютная его пассивность в подобных ситуациях дорого обойдется стране. Не секрет, что износ основных фондов в инфраструктурных областях близок к критическому, а кое-где и перешагнул за критический уровень. Это относится и к всевозможным сетям, и к транспортным путям, и к коммунальному хозяйству. А значит, катастрофа, аналогичная той, что произошла на прошлой неделе в Москве, с таким же успехом может повториться в любой из перечисленных областей.

Выбор читателей