Тайские отели расплачиваются с турфирмами "натурой"

В рейтинге популярности направлений туризма, подготовленном на основе опроса топ-менеджеров более 600 туристических фирм Москвы, первое место занимает Турция с 27,4% голосов. Далее с заметным отрывом следуют Египет, Испания и Тунис




Туристический рынок до сих пор расхлебывает последствия декабрьского цунами в Юго-Восточной Азии. На сегодняшний день только фирма "Нева" заявила о том, что полностью расплатилась со своими клиентами за несостоявшиеся туры в Таиланд. И хотя в январе некоторые компании предполагали, что к началу летнего сезона можно будет окончательно оценить ущерб, причиненный азиатской катастрофой российскому турбизнесу, скорее всего, это станет возможным не ранее конца года. Тайские отели по-прежнему отказываются выплачивать "живые" деньги и просят российских партнеров выбирать долг услугами, поясняет пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, а долг нельзя считать ущербом. "С началом следующего зимнего сезона, если все будет нормально со спросом на это направление, станет ясно, какие услуги выберутся, а какие окончательно зависнут".

Печальные события декабря негативно сказались на тайском сезоне, но практически не повлияли на другие направления. Даже Мальдивы, слега затронутые стихийным бедствием, показали достаточно большой рост. Шри-Ланка, не столь популярная среди россиян, как Таиланд, хотя и пострадала весьма ощутимо, все же избежала провала. При этом не произошло заметного перераспределения спроса с Азии на прочие традиционные регионы зимнего отдыха. Как всегда, наибольшей популярностью пользовался Египет, который, по данным информационной службы по туризму "Красный телефон", забрал себе порядка 16% от общего спроса и уже приближается к показателям Турции в летний период. Следом за ним шли ОАЭ, все та же Турция и экскурсионная Европа. Продолжает увеличиваться интерес к горным лыжам, подогреваемый значительным расширением географии катания и появлением демократичных по цене программ, доступных для туристов среднего достатка. В целом же, не считая цунами, прошедший сезон особых сюрпризов не преподнес.

Столь же стандартным обещает быть предстоящее лето. Даже намерения двух крупнейших операторов вторгнуться в вотчины друг друга, по мнению большинства представителей отрасли, не должны вызвать особо сильных потрясений на рынке, хотя и могут стать причиной демпинга на самых массовых направлениях. Что касается самих направлений, предпочтения россиян остаются неизменными. В лидерах по-прежнему Турция, и сдавать свои позиции, похоже, не собирается. В рейтинге популярности направлений туризма, подготовленном туристической информационной службой "БАНКО" на основе опроса топ-менеджеров более 600 туристических фирм Москвы, она занимает первое место с 27,4% голосов. Далее с заметным отрывом следуют Египет, Испания и Тунис. С таким раскладом согласны и другие представители отрасли. "Выезд за рубеж летом прежде всего связан с наличием пляжа и моря", – говорит директор "Красного телефона" Виктор Нечипоренко. Причем, желательно, чтобы пляж был песчаным, а не каменистым. Именно отсутствие подходящих пляжей отпугивает многих туристов от Хорватии, чему способствует также значительный рост цен на проживание в этой стране при не столь заметном росте качества отельной базы. Поэтому она продолжает терять былую популярность и в рейтинге ИС "БАНКО" сместилась с 4-го места, которое занимала по итогам прошлого сезона, на шестое.

Впрочем, как это ни прискорбно, подорожание в той или иной степени затрагивает практически все излюбленные соотечественниками места отдыха. Та же Турция в этом году выросла в цене примерно на 20%. Вопреки многочисленным мнениям, она осталась долларовой страной, но цены к евро уже подтягивает, а служащие отелей охотно принимают единую европейскую валюту вместо турецких лир. Не отстает от Европы и Украина – Крым подорожал на 20-30%. Менее ощутимо прибавили в стоимости Греция (примерно на 5-8%) и Болгария (около 5%). При этом в бывшем социалистическом государстве сейчас активно развивается инфраструктура, построено огромное количество отелей и улучшается качество обслуживания, что компенсирует незначительный рост цен. На общем фоне весьма привлекательно выглядит Испания. Местные хотельеры решили этим летом отказаться от повышения тарифов и начали применять систему all inclusive, столь любимую российскими туристами.

Отдельная печальная песня – Россия. По общему мнению опрошенных "Yтром" специалистов, цены на внутренний туризм растут активнее, чем на внешний, и в будущем это может стать причиной перераспределения спроса отнюдь не в пользу родных просторов. Однако пока россияне по-прежнему охотно выбирают для отдыха курорты собственной страны, и спрос даже превышает предложение ввиду отсутствия достаточного количества хороших качественных гостиниц. Очень неплохо раскупаются также программы активного отдыха – всевозможные походы, рафтинги, конные туры.

Выбор читателей