Кремль начинает говорить и показывать на английском

В Москве прошла официальная презентация нового информационного телеканала Russia Today. Однако российским телезрителям, не избалованным содержательным и идеологическим разнообразием новостных программ, радоваться особо нечему




Вчера в Москве прошла официальная презентация нового информационного телеканала "Россия сегодня" (Russia Today TV), который, как обещают, начнет вещание еще до конца текущего года. Однако российским телезрителям, не избалованным содержательным и идеологическим разнообразием новостных программ, радоваться особо нечему: новый канал рассчитан не на "внутреннего" зрителя, а на "внешнего". Russia Today проектируется как "имиджевый канал", главная задача которого – создать России образ страны, в которой есть не только медведи и коммунисты. Вещание будет вестись на английском языке, две трети времени будет посвящено международным новостям. Собственно России планируется отвести оставшуюся треть, при этом в подаче материала редакция будет ориентироваться на международный стандарт и опыт журналистов из-за рубежа.

Впрочем, это ни в коем случае не отменяет ориентации, прежде всего, на государственную идеологию, под которую в свое время с немалым трудом подвели имевшееся в наличии российское телевидение. Об этом красноречиво свидетельствует назначение главным редактором Russia Today 25-летней Маргариты Симоньян, которая до последнего времени была специальным корреспондентом канала "Россия" в кремлевском пуле. "Мы не делаем новости о России – мы делаем мировые новости, и будем отличаться российским взглядом на эти новости", – пояснила она вчера журналистам. Глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский подтвердил, что в администрации президента проявляют интерес к проекту и его поддерживают, но заниматься текущей редакционной политикой, по его словам, в Кремле не будут. "Я не могу представить, чтобы кто-то в кулуарах власти сидел и вычитывал с красным карандашом тексты на английском языке и говорил, что нужно давать, а что не нужно. Это невозможно", – убежден Сеславинский.

Впрочем, руководство российских телеканалов, как правило, и так прекрасно понимает, что к чему. Тем более что учредителем нового канала вещания является РИА "Новости", и деньги в проект, объявленный "автономной некоммерческой организацией", вкладывает, прежде всего, государство. В этом году на него будет истрачено около $30 млн, в основном – бюджетных средств. В следующем, возможно, еще больше.

Российская специфика, разумеется, не мешает авторам проекта пользоваться мировым опытом: в конце концов, многие страны щедро вкладывают бюджетные деньги в продвижение своего взгляда на мир. Например, "Голос Америки*" ежегодно обходится США в $300 миллионов. Впрочем, в Москве предпочитают аналогии с BBC. Так, по образцу BBC у телеканала будет общественный совет, куда планируется ввести полтора десятка известных отечественных и зарубежных деятелей. "Только у нас состав совета не будет назначаться королевой", – заметила гендиректор РИА "Новости" Светлана Миронюк. Впрочем, у нас президентом будет назначаться треть Общественной палаты, которую планируется ввести в состав учредителей "России сегодня" – после того, как она будет сформирована. Таким образом, обещанный "общественный контроль" над новым телепроектом будет полностью соответствовать представлению власти о необходимой степени присутствия гражданского общества в стране.

В принципе, идея организации канала российской официальной пропаганды витала давно: напомним, что нынешний советник президента по СМИ Михаил Лесин, еще в бытность свою министром по делам печати, объявил "информационную войну" США и грозился не жалеть денег на контрпропаганду в связи с нелицеприятным докладом Госдепартамента, расценившего разгром медиаимперии Гусинского как ограничение свободы слова в России. Чем закончилась эта информационная война, могут рассказать только американцы – она прошла мимо российской публики. Однако, очевидно, именно сейчас в Москве ощутили необходимость перехода от эпизодических кампаний к чему-то более постоянному. Решение явно принималось сходу: выделение денег на новый имиджевый канал заранее не планировалось, и теперь его финансирование будет вестись "задним числом". Как сообщил вчера журналистам Сеславинский, правительство еще только будет вносить в Госдуму проект соответствующих изменений в бюджет на текущий год. Остается лишь догадываться, на какие именно грандиозные проекты рассчитано столь масштабное пиар-сопровождение.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей