Российские города закрываются для туристов

В то время как во всем мире событийный туризм становится одним из самых доходных в отрасли, российские власти на достойных внимания событиях предпочитают тратиться, а не зарабатывать




Карнавал в Бразилии, Octoberfest и Love-парад в Германии, фестиваль корриды в испанской Памплоне, гей-парад в Амстердаме, теннисный турнир в английском Уимблдоне и велогонка "Тур де Франс", соответственно, во Франции... список можно продолжать до бесконечности. Практически в каждой стране мира хотя бы раз в год случается одно, а то и несколько традиционных событий, привлекающих внимание не только местных жителей, но и чужестранцев. А если таких событий нет, их стараются придумать и должным образом разрекламировать – ведь событийный туризм в последнее время является одним из самых доходных в отрасли. И только Россия держится вдали от мировых тенденций. Ярких событий мирового уровня здесь нет, а праздники и юбилеи лишь опустошают казну и приносят головную боль турфирмам.

Когда на следующий день после объявления победителя среди городов-претендентов на "Олимпиаду-2012" в Лондоне прогремели взрывы, только ленивый не напомнил о том, что именно угроза терроризма стала одной из главных причин отказа от проведения игр в Москве. Бесспорно, выбор олимпийской столицы решение, прежде всего, политическое. Но так ли просто было бы членам МОК выкинуть "лучший город земли" в первом же туре голосования, если б наряду с грандиозными проектами вроде "олимпийской реки" Москва смогла предоставить зримые преимущества перед конкурентами? В том же Лондоне почти 1000 отелей, в Париже, который долгое время считался фаворитом олимпийской гонки, – свыше 1500, а в Москве – не более 200. Про инфраструктуру промолчим. А вот нашлись бы у Первопрестольной несколько миллиардов долларов на реальное воплощение всех олимпийских "воздушных замков", если вдруг "черное золото" на мировых рынках резко подешевеет, – большой вопрос. Зато в стабильности экономики туманного Альбиона никто не сомневается.

Ну да Бог с ними, с конкурентами. Недавно главный город России получил прекрасную возможность буквально накануне голосования МОК продемонстрировать всем свое радушие и гостеприимство – 60-летие Великой Победы. И что же он продемонстрировал? "В период празднования по 10 число нам велели закрыть все московские программы, даже экскурсионные группы не принимали, – вспоминает руководитель отдела по России турфирмы "Ванд интернешнл тур" Ирина Солянкина. – Да и какой смысл их принимать, если в такие дни, как правило, все туристические объекты закрыты на спецобслуживание".

Впрочем, закрыть город на полторы недели для экскурсионных групп – не самое впечатляющее достижение российских градоначальников. Еще дальше пошли в славном городе Казани. 30 августа ей предстоит отметить тысячелетие, так уже с середины июля столица Татарстана будет закрыта для въезда иногородних граждан – как российских, так и иностранных. Понятное дело, что ни о каких туристических поездках на юбилей в данных условиях и речи нет. Прорваться на праздничную территорию можно будет только по специальным пропускам. Более того, с 10 августа по 1 сентября без заветной бумажки даже местные жители не смогут попасть в центр города, за исключением тех, кому "повезло" жить в эпицентре праздника. Впрочем, многие из них собираются переждать радостное событие подальше от родины. Местные турфирмы ожидают роста спроса практически на все выездные направления примерно на 20% по сравнению с традиционным для данного времени года уровнем. Остается надеяться, что это компенсирует расходы расположенных в центре туристических компаний, которые вынуждены открывать дополнительные офисы в окраинных районах, дабы обеспечить доступ клиентам.

Редко кому в отечественном турбизнесе удается заработать на юбилеях, в отличие от зарубежных коллег. "В западных странах прибытие туристов из-за границы всегда приветствуется. Там умеют делать деньги, и уж тем более используют для этого такие крупные события, как юбилей города", – недоумевает руководитель отдела спортивного и событийного туризма UTS Татьяна Суржикова. – Это говорит о непродуманной государственной политике. Конечно, легче все закрыть, чем подготовить на должном уровне. Наверное, все дело в том, что событийный туризм просто еще не рассматривается как доходный". Видимо, потому во время проведения юбилеев и ставятся совсем другие задачи – не денег заработать, а в очередной раз поразить всех размахом загадочной русской души, вбухав в это немалые средства без должной отдачи.

Впрочем, справедливости ради надо заметить, что не все российские города подходят к отмечанию круглых дат столь радикально. Недавно отпраздновавший 750-летие Калининград границ своих для простых смертных не закрывал. И спрос на посещение города, по словам представителей местных туркомпаний, был большой. Вот только удовлетворить его не удалось по все той же причине отсутствия достаточного количества мест размещения. Большинство гостиничных номеров заняли официальные делегации. Правда, калининградцы рассчитывают на то, что юбилей вызовет интерес к оторванному от "большой земли" городу со стороны отечественных и европейских туристов. По словам руководителя выездного отдела компании "Балтма Турс" Марины Друтман, в преддверии праздника Калининград сильно преобразился в лучшую сторону: восстанавливаются исторические постройки, ремонтируются дороги. "Надеюсь, все это не окажется брошенным на полпути после окончания торжеств", – говорит она.

Как показывает опыт Санкт-Петербурга, юбилей действительно стимулирует спрос. Вот только какой от этого прок, когда северная Пальмира в летние месяцы и так задыхается от туристов, которых, опять же, негде размещать, а в зимний период продуваемый ветрами город на Неве не стал более привлекательным для путешественников. Зато повышенный интерес послужил отличным поводом для ощутимого роста цен на все туристические услуги. В результате вслед за постюбилейным всплеском интереса уже следует спад.

Неразвитая инфраструктура, слабая гостиничная база, бюрократия и апатия чиновников, не желающих рисковать и утруждать себя дополнительной работой по развитию туристического потенциала страны, – вот основные причины того, что событийный туризм в России находится в зачаточном состоянии. И все же нельзя не отметить, что робкие ростки данного направления пробиваются на отечественной земле. Так, несколько лет назад в Суздале был создан "праздник огурца", который уже приобретает известность не только в среде турагентств, о чем свидетельствуют телерепортажи с места события (их можно было наблюдать как раз в прошедшие выходные). И, судя по количеству людей в кадре, мероприятие это вполне пользуется спросом. Так что можно надеяться, что будущее у событийного туризма в нашей стране все-таки есть.

Выбор читателей