Катастрофа Discovery не исключена

Discovery может повторить судьбу Columbia. Фрагмент, который оторвался от шаттла при взлете, возможно, повредил его крыло. NASA признает, что избежать повреждений обшивки на американских космических кораблях не удастся


Фото NASA



Кусок пеноизоляции, который оторвался от внешнего топливного бака во время старта шаттла Discovery, мог ударить в крыло. Такой вывод сделал заместитель менеджера программы полетов американских шаттлов Уэйн Хэйл.

Напомним, что при старте космического корабля 26 июня камеры внешнего наблюдения зафиксировали, что через 2 мин. после отделения двигателей от топливного бака оторвался некий крупный предмет. Позже выяснилось, что это был кусок изоляционного материала размером 5 на 18 сантиметров. "Судя по всему, оторвавшийся от бака пенопласт не нанес ударов по корпусу. Все выглядит прекрасно, и ничто не дает нам оснований для беспокойства за Discovery", - сказал руководитель полетами NASA Джон Шэннон в четверг на брифинге в Хьюстоне. Другие специалисты более осторожны в своем оптимизме. Сенсоры не зафиксировали удар фрагмента изоляции о крыло Discovery. Тем не менее, удар все же мог произойти, говорят эксперты NASA. Однако его сила не могла повредить поверхность космического корабля, так как она в десять раз меньше той, которая способна повредить шаттл.

При взлете корабля наблюдателей смутило еще одно происшествие: птица ударилась в один из топливных баков. По всей видимости, никакого вреда кораблю это не нанесло, и в четверг Discovery успешно пристыковался к международной космической станции. Инциденты, случившиеся с шаттлом на взлете, заставили NASA приостановить все полеты своих космических кораблей до тех пор, пока не будет кардинальным образом решена проблема разваливающейся обшивки. Напомним, что в 2003 г. повреждение обшивки и изоляционных материалов стало причиной гибели корабля Columbia. В ближайшие четыре-пять дней космические инженеры выработают рекомендации по возвращению Discovery.

Между тем, астронавты собираются своими усилиями решить проблему разваливающейся на глазах обшивки. Так, в субботу два члена экипажа Discovery - американец Стив Робинсон и японец Соити Ногучи протестируют в открытом космосе суперклей (состав напоминает эпоксиднуцю смолу) для выяснения возможности ремонта мелких повреждений в теплоизоляции шаттла.

Глава NASA Майкл Гриффин уже признал, что пенопласт от американских шаттлов будет отваливаться и впредь: "Мы никогда не сможем свести к нулю число осколков, отваливающихся от бака". Далеко не все специалисты уверены, что техническое состояние Discovery исключает катастрофу. Пеноизоляция отрывается от топливного бака, когда в ее пустотах воздух буквально закипает. Специалисты всегда знали об этом, но не могли предположить, что отделяться могут большие куски, способные причинить ущерб крыльям корабля. В последнее время на шаттле были выполнены 107 крупных доработок – но это далеко не весь список рекомендаций к усовершенствованию космических кораблей, составленный космическими инженерами.

Существует ли реальная угроза существованию Discovery, станет ясно на пятый день полета, в воскресенье. Тогда астронавты выйдут в открытый космос и исследуют поверхность корабля. В худшем случае, если самостоятельное возвращение шаттла на Землю невозможно, семь членов его экипажа будут ждать помощи на МКС. Вызволить их из космического плена может только американский корабль "Atlantis" – его запуск давно запланирован на сентябрь, но был отменен директивой NASA.

Выбор читателей